TOYOTA CALDINA  
Двигатель 1ZZ-FE
Ремень привода ГРМ
Блок цилиндров
Сборка блока цилиндров
Топливная система
Снятие топливной системы
Автоматическая коробка
Раздаточная коробка
Подвеска
Рулевое управление
Тормозная система
Системы улучшения управляемости
Кузов
Кондиционер и вентиляция
Система безопасности
Электрооборудование кузова
Система дистанционного управления
Электропривод зеркал
Переключатели на руле
 

Двигатель 1ZZ-FE. Механическая часть

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов Проверка

Примечание: проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов проводятся на холодном двигателе.

1. Снимите защитную крышку.

2. Отсоедините жгут проводки двигателя.

3. Снимите катушки зажигания.

4 Отсоедините шланги системы вентиляции картера.

5. Снимите крышку головки блока цилиндров.

6. Снимите правый передний подкрылок.

7. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

в) Отверните болты крепления и снимите крышки подшипников распределительного вала.

а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с меткой "0" на крышке цепи привода ГРМ.

б) Убедитесь, что метка на звездочке распределительного вала и метка на звездочке системы WT находятся на одной линии по крышке цепи привода ГРМ, как показано на рисунке.

- Запишите значения величины зазора. выходящего за указанные пределы. Эти значения будут использованы позже для подбора необходимой величины толкателя. Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе):

впускных.......................0,15 - 0,25 мм

выпускных....................0,25 - 0,35 мм

б) Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и совместите метки, как указано в пункте 2.

в) Проверьте зазоры в приводе клапанов, показанных на рисунке, повторив процедуру шага "а".

Регулировка

1. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

2. Снимите расширительный бачок.

а) Отсоедините амортизатор правой опоры двигателя.

3. Снимите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.

а) Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

4. Нанесите метки на цепь привода ГРМ и звездочки распределительных валов.

б) Снимите распределительный вал выпускных клапанов.

г) Снимите распределительный вал впускных клапанов.

Метка Метка

Метки

Метки

5. Снимите натяжитель цепи.

6. Ослабьте болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов.

д) Привяжите цепь привода ГРМ.

7. Снимите распределительный вал выпускных клапанов, а) Отверните болты крепления и снимите крышки подшипников распределительного вала.

Если метки не совмещены, проверните коленчатый вал на один оборот и вновь совместите метки.

8. Измерьте зазор в приводе клапанов, а) Измерьте зазор только тех клапанов, которые показаны на рисунке

Примечание:

- Будьте внимательны - не повредите внутреннюю поверхность крышки цепи привода ГРМ

- Не позволяйте цепи контактировать с водой и грязью

- Щупом измерьте зазор между толкателем и затылком кулачка распределительного вала.

8. Снимите толкатели клапанов.

9. Определите размер нового толкателя по формуле.

а) Микрометром определите толщину заменяемого толкателя.

б) Вы 'ислите толщину нового толкателя так, чтобы зазор в приводе клапанов был в пределах рекомендуемого.

Для впускных

клапанов............N -Т + (А - 0,20) мм

Для выпускных

клапанов...............N = Т + (А - 0,30) мм

N - толщина нового толкателя, Т - толщина снятого (отработавшего) толкателя,

А - измеренный зазор в данном клапане.

Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе):

впускных........ .... 0,15 - 0,25 мм

выпускных....................0,25 - 0,35 мм

Примечание: толкатели выпускаются 35 размеров с шагом 0.02 мм, толщиной от 5,06 мм до 5,74 мм.

10. Установите толкатели клапанов.

11. Установите цепь на звездочку WT распределительного вала впускных клапанов

12. Установите распределительный вал впускных клапанов, установите крышки подшипников и заверните болты крепления.

Момент затяжки .. ...............13 Нм

4 12 3

14 Установите звездочку на распределительный вал.

15. Установите распределительный вал выпускных клапанов, установите крышки подшипников и заверните болты крепления.

Момент затяжки........................13 Н м

[ | со

[ ^

I 10

|"**ш Гш

ГШ

ЕгаППОГТ

ffW \ М/ t \i/-чр;

5 3 12 4

16. Затяните болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов.

17 Убедитесь, что метки на звездочках распределительных валов совмещены с метками на цепи.

18. Установите и активируйте натяжи-тель цепи привода ГРМ.

19. Установите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.

20 Установите амортизатор правой опоры двигателя.

Момент затяжки.......................52 Н м

21. Устновите расширительный бачок.

Момент затяжки..........................5 Н-м

22 Установите крышку головки блока цилиндров.

23. Установите катушки зажигания. Момент затяжки..........................9 Н м

24. Установите верхнюю защитную крышку.

Момент затяжки.. . ...7 Н м

13. Установите цепь на звездочку распределительного вала выпускных клапанов.

Цепь привода ГРМ Снятие

Примечание: перед снятием установите поршень первого цилиндра в положение 90° до ВМТ для избежания соударения поршня и клапанов на этапе предварительного снятия деталей.

б) Отверните 4 болта и 2 гайки крепления, отосоедините амортизатор правой опоры.

в ВМТ конца такта сжатия

1 Слейте охлаждающую жидкость.

2. Снимите правое переднее колесо.

3. Снимите верхнюю защитную крышку

4. Отсоедините жгут проводки двигателя

5. Снимите катушки зажигания.

6. Отсоедините шланги системы вентиляции картера.

7. Снимите крышку головки блока цилиндров.

8. Снимите правый передний подкрылок.

9. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

10. Снимите генератор.

11. Снимите насос ГУР.

12. Снимите насос охлаждающей жидкости.

13. Снимите компрессор кондиционера

14. Снимите расширительный бачок.

15. Отсоедините амортизатор правой опоры двигателя

а) Установите домкрат под двигатель.

22. Снимите крышку цепи привода ГРМ. а| Отверните 11 болтов и гайку.

б) Используя специнструмент, выверните шпильку.

в) С помощью отвертки снимите крышку цепи с блока цилиндров.

Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить крышку цепи, головку и блок цилиндров.

18. Снимите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.

19. Снимите кронштейн правой опоры двигателя.

20. Снимите датчик положения коленчатого вала.

17 Снимите шкив коленчатого вала.

21. Снимите натяжитель цепи привода ГРМ.

Цепь привода ГРМ (1ZZ-FE). 1 - натяжитель ремня привода навесных агрегатов, 2 - натяжитель цепи привода ГРМ, 3 - кронштейн правой опоры двигателя, 4 - крышка цепи привода ГРМ, 5 - шкив коленчатого вала, 6 - передний сальник коленчатого вала, 7 - насос охлаждающей жидкости, 8 - кольцевое уплотнение, 9 - датчик положения коленчатого вала, 10 - башмак натяжителя цепи привода ГРМ, 11 - ротор коленчатого вала, 12 - цепь привода ГРМ, 13 - успокоитель цепи привода ГРМ, 14 - звездочка коленчатого вала.

23. Снимите передний сальник коленчатого вала.

24. Снимите ротор датчика положения коленчатого вала.

25. Снимите башмак натяжителя цепи.

26. Снимите успокоитель цепи.

27. Снимите цепь привода ГРМ. Снимите звездочку цепи привода ГРМ, вставив две отвертки между цепью и масляным насосом, как показано на рисунке.

Примечание:

- Во избежание появления царапин, подложите ветошь под отвертки.

- При снятии цепи, во избежание соударения поршня и клапанов, поверните коленчатый вал влево на 90° до ВМТ.

9 Нм

Установите коленчатый вал шпонкой вверх.

Установка

1. Установите цепь привода ГРМ. а) Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия - Совместите метки на звездочках распределительного вала.

Шпонка

б) Совместите желтую метку цепи с установочной меткой звездочки.

в) С помощью спецприспособления установите звездочку коленчатого вала, зафиксировав цепь.

Установка крышки цепи привода ГРМ.

г) Наденьте цепь привода ГРМ на звездочки распределительных валов, начиная со звездочки впускного вала, при этом совместите метки цепи с установочными метками звездочек.

Метка Метка

2. Установите успокоитель цепи. Момент затяжки.........................9 Н-м

3. Установите башмак натяжителя цепи. Момент затяжки........................19 Н-м

4. Установите ротор датчика положения коленчатого вала

Установите ротор меткой "F" вверх.

Крышка

В-В

12

М

Л

герметик (черный) герметик (1282В)

с-с

i -1 — I - <м

fff С11!

' "L

6. Установите крышку цепи привода ГРМ.

а) Очистите контактные поверхности блока цилиндров и крышки цепи.

б) Нанесите герметик толщиной 4-5 мм в места, показанные на рисунке.

в) Установите крышку цепи привода ГРМ.

Момент затяжки:

Мб............................................13 Н-м

М8...........................................19 Н-м

Примечание:

- Очистите и обезжирьте прилегающие поверхности.

- Установите крышку в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика.

- Не заливайте моторное масло в течение 2 часов после установки крышки.

г) Используя специнструмент, заверните шпильку.

7 Установите натяжитель цепи, а) Нажмите на храповик, полностью утопите плунжер механизма натяжителя цепи и зацепите крюк за штифт.

б) Установите кольцевое уплотнение в механизм натяжителя цепи.

в) Вставьте механизм натяжителя цепи в крышку цепи и заверните две гайки.

Момент затяжки.........................9 Н-м

Примечание: в случае, если крюк освободит штифт при установке механизма натяжителя цепи, опять утопите плунжер механизма натяжителя цепи и зафиксируйте штифт храповиком 8. Установите датчик положения ко

ленчатого вала

Момент затяжки......... . 9 Н-м

9 Установите кронштейн правой опоры двигателя

Момент затяжки............ 47 Н-м

10. Установите натяжитель ремня привода генератора Момент затяжки:

гайка........................................29 Н-м

болт......................................69 Н м

138 Н-м

Момент затяжки.

11. Установите шкив коленчатого вала

а) Совместите шпонку коленчатого вала со шпоночной канавкой шкива и установите шкив

б) Зафиксируйте шкив при помощи спецприспособления и затяните бол г в) Поверните коленчатый вал против хода часовой стрелки и освободите штифт плунжера от крюка.

Примечание: если плунжер не выскочил, надавите натяжителем цепи на механизм натяжителя цепи отверткой или пальцем так, чтобы крюк освободил штифт и плунжер выскочил

12. Установите амортизатор правой опоры двигателя.

Момент затяжки.......................52 Нм

13. Установите расширительный бачок.

Момент затяжки....................... 5 Н м

14 Установите компрессор кондиционера.

15. Установите насос охлаждающей жидкости

16. Установите насос ГУР

17. Установите генератор.

18 Установите крышку головки блока цилиндров.

а) Установите прокладку в крышку головки блока цилиндров

б) Очистите и обезжирьте прилегающие поверхности.

в) Нанесите герметик в места, пока занные на рисунке.

Примечание: - Очистите и обезжирьте прилегающие поверхности.

- Установите крышку в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика.

- Не заливайте моторное масло в течение 2 часов после установки крышки.

г) Поверните коленчатый вал по ходу часовой стрелки и убедитесь, что натяжитель цепи давит на плунжер.

г) Установите крышку головки блока цилиндров. Момент затяжки.

А...........................................11 Нм

В.............................................9Н-м

19. Установите катушки зажигания. Момент затяжки..........................9 Н-м

20. Залейте охлаждающую жидкость.

21. Убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жидкости.

22. Убедитесь в отсутствии утечек масла.

Распределительные валы

Снятие и установка

1. Снимите верхнюю защитную крышку.

2. Отсоедините жгут проводов двигателя

3. Снимите катушки зажигания

4 Отсоедините шланги системы вентиляции картера.

5. Снимите крышку головки блока цилиндров.

6. Снимите правый передний подкрылок.

7. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

8. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

9. Снимите амортизатор правой опоры двигателя

10 Снимите натяжитель ремня привода генератора

11 Снимите распределительный вал Примечание: не вращайте коленчатый вал при снятом натяжителе.

а) Поверните коленчатый вал и установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

б) Нанесите метки на звенья цепи, расположенные напротив меток звездочек распределительных валов.

в) Снимите натяжитель цепи привода ГРМ.

г) Зафиксируйте распределительный вал выпускных клапанов гаечным ключом за шестигранный участок и выверните болт крепления звездочки распределительного вала.

Примечание:

- Не прикасайтесь гаечным ключом к толкателям.

- При снятии цепи, во избежание соударения поршня и клапанов, поверните коленчатый вал влево на 90° до ВМТ.

д) Снимите крышки подшипников распределительного вала в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.

е) Снимите звездочку с распределительного вала, как показано на рисунке.

ж) Снимите крышки подшипников распределительного вала в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.

и) Зафиксируйте цепь веревкой.

12. Проверьте звездочку WT. а) Зафиксируйте распределительный вал в тисках за шестигранный участок, убедитесь, что звездочка WT не вращается. б> Заклейте изолентой четыре масляных отверстия на шейке распределительного вала, показанных на рисунке.

Закрыто

А - задержка, В - опережение, 1 - изолента, 2 - резиновая пробка.

Примечание: заткните один из масляных каналов со стороны опережения резиновой пробкой.

в) Проткните изоленту со стороны опережения и задержки (см. рисунок).

г) Подайте воздух под давлением 1,5 кг/см к двум отверстиям (со стороны задержки и опережения).

Примечание: при этом возможно разбрызгивание масла.

з) Удерживая цепь рукой, снимите распределительный вал со звездочкой.

Уменьшение" давления

Штифт

Удерживание давления

Примечание: в результате фиксатор должен освободить механизм, установленный на угол поворота, соответствующий самому позднему началу открытия впускных клапанов (максимальный угол задержки). В зависимости от подведенного давления, поворот шестерни механизма осуществляется без приложения дополнительных усилий (без подворачивания его рукой) или наоборот, с чрезмерным усилием. Однако при наличии утечек воздуха фиксатор может не срабатывать правильно.

13. Снимите звездочку WT.

а) Выполните операции проверки элементов предыдущего подраздела.

б) Отверните центральный болт крепления и снимите звездочку системы VVT в сборе.

Примечание• не отворачивайте четыре болта крепления звездочки к механизму VVT.

14. Установите звездочку VVT.

а) Наденьте шкив системы WT на коленчатый вал, совместив штифт распределительного вала с отверстием в шкиве. Зафиксируйте шкив в этом положении.

б) Поверните звездочку WT по ходу часовой стрелки (как показано на рисунке), немного надавливая на него в направлении распределительного вала. При совмещении штифта и шпоночной канавки окончательно установите шкив на распределительный вал.

Примечание: не поворачивайте шкив против хода часовой стрелки.

д) Убедитесь, что при подаче давления шестерня привода вращается в направлении, указанном на рисунке.

в) Убедитесь в отсутствии зазора между фланцем распределительного вала и звездочкой WT

г) Не допуская проворачивания шкива, затяните установочный болт.

Момент затяжки.................. .54 Н-м

д) После установки поверните шкив по часовой стрелке и убедитесь, что шкив заблокирован.

15. Установите распределительные валы.

а) Нанесите немного моторного масла на шейки распределительного вала.

б) Удерживая рукой, наденьте цепь, совместив метку на цепи с меткой на звездочке распределительного вала впускных клапанов, установите распределительный вал со звездочкой.

в) Установите крышки подшипников распределительного вала стрелками к переду двигателя, как показано на рисунке.

Момент затяжки.......................13 Н-м

4 12 3

г) Установите распределительный вал выпускных клапанов на головку блока цилиндров, наденьте цепь на звездочку, совместив установочные метки, и установите звездочку на вал.

Метка

Установочная метка

д) Временно затяните болт крепления распределительного вала выпускных клапанов.

е) Установите крышки подшипников распределительного вала стрелками к переду двигателя, как показано на рисунке.

Момент затяжки...................13 Н-м

ж) Установите крышку №1 вкладышей подшипника распределительного вала.

Момент затяжки.......................23 Н-м

з) Зафиксируйте распределительный вал выпускных клапанов гаечным ключом за шестигранный участок и заверните болт крепления звездочки распределительного вала.

Момент затяжки ................54 Н м

Примечание: не прикасайтесь гаечным ключом к толкателям.

и) После установки цепи убедитесь, что установочные метки располагаются, как показано на рисунке.

Метка

к) Установите натяжитель цепи привода ГРМ.

16. Установите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.

17. Установите амортизатор правой опоры двигателя.

18. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

19. Проверьте зазор в приводе клапанов.

20. Отрегулируйте зазор в приводе клапанов при необходимости.

21. Установите крышку головки блока цилиндров.

22. Установите катушки зажигания.

23. Убедитесь в отсутствии утечек масла.

Головка блока цилиндров

Снятие

1. Сбросьте давление топлива. 2 Снимите цепь привода ГРМ

3. Снимите распределительные валы.

4. Снимите головку блока цилиндров в сборе.

а) Равномерно ослабьте и отверните 10 болтов крепления головки блока цилиндров в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.

Установка

Примечание:

- Тщательно очистите все части перед установкой.

- Перед установкой смажьте все трущиеся поверхности деталей новым моторным маслом.

- Замените все прокладки и сальники на новые.

1 Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.

а) Уложите новую прокладку головки блока цилиндров меткой вверх

б) Опустите на прокладку головку блока цилиндров

□□□□ Метки

2. Заверните болты крепления головки

блока цилиндров.

Примечание:

- Болты крепления головки блока затягиваются в два этапа (б) и (г)

- Если один из болтов поврежден или не затягивается номинальным моментом затяжки, замените его

а) Перед установкой нанесите небольшой слой моторного масла на резьбу и под головки болтов.

б) Используя 10-ти миллиметровый шестигранник, установите и равномерно затяните 10 болтов крепления головки блока цилиндров с шайбами в несколько приемов в последовательности, показанной на рисунке.

Момент затяжки.......................49 Н м

Если один из болтов не затягивается указанным моментом, замените его.

Примечание, неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.

б) Снимите 10 шайб.

в) Вставьте между головкой блока цилиндров и блоком цилиндров отвертку и, используя ее как рычаг, снимите головку блока цилиндров.

Примечание: будьте осторожны, не повредите контактные поверхности головки блока и блока цилиндров.

в) Отметьте краской кромку болта, обращенную к передней части двигателя (стороне, противоположной отбору мощности), как показано на рисунке.

г) Подтяните все болты в отмеченной выше последовательности, довернув их на 90°.

д) Убедитесь, что все метки болтов повернуты на 90° от первоначального положения.

3. Подсоедините трубку перепуска охлаждающей жидкости

Момент затяжки ...........9 Н-м

4. Установите распределительные валы а) Установите распределительные валы так. чтобы кулачки клапанов первого цилиндра располагались так, как показано на рисунке.

в) Нанесите моторное масло на резьбу и тыльную сторону головок болтов.

Кулачки клапанов

б) Установите крышки подшипников распределительного вала на соответствующие шейки в соответствии с выбитыми на них номерами, как показано на рисунке, при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности).

Головка блока цилиндров (1ZZ-FE). 1 - крышка передних подшипников распределительных валов, 2 - крышка подшипника распределительного вала, 3 - распределительный вал №1 (впускных клапанов), 4 - распределительный вал №2 (выпускных клапанов), 5 - шайба, 6 - головка блока цилиндров, 7 - кольцевое уплотнение, 8 - клапан WT, 9 - шланг №4 перепуска охлаждающей жидкости, 10 - прокладка, 11 - стойка коллектора, 12 - впускной коллектор, 13 - трубка №1 перепуска охлаждающей жидкости, 14 - направляющая масляного щупа, 15 • масляный щуп.

Двигатель в сборе Снятие

1. Сбросьте давление топлива в магистрали.

2. Снимите защиту двигателя.

3. Снимите передние подкрылки.

4. Слейте моторное масло.

5. Слейте охлаждающую жидкость.

6. Снимите передние колеса.

7. Снимите верхнюю защитную крышку.

8. Снимите аккумуляторную батарею. 9 Снимите держатель батареи.

10. Отсоедините впускной воздуховод.

11. Снимите корпус воздушного фильтра.

12. Слейте рабочую жидкость АКПП.

13. Отсоедините топливную трубку.

14. Отсоедините трос акселератора

15. Отсоедините шланги радиатора.

16. Отсоедините трос управления АКПП

17. Отсоедините шланги отопителя.

18. Снимите расширительный бачок.

19. Отсоедините жгут проводки двигателя.

20. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

г) Установите и равномерно затяните 19 болтов крепления крышек подшипников. После предварительной затяжки болтов крепления крышки подшипника №1 затяните остальные в несколько проходов в порядке, показанном на рисунке.

Момент затяжки:

№1..................................................23 Н м

остальные ...13 Н-м

5. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор в приводе клапанов.

6. Установите цепь привода ГРМ.

21. Снимите генератор.

22. Снимите компрессор кондиционера.

23. Снимите усилитель панели пола.

24. Отсоедините приемную трубу системы выпуска.

25. Снимите промежуточный рулевой вал, нанеся установочные метки.

26. Отверните ступичные гайки.

б) Отсоедините поворотный кулак.

27. Отсоедините наконечники рулевых тяг

28. Отсоедините тяги стабилизатора поперечной устойчивости.

29. Отсоедините левый передний рычаг.

а) Отверните 1 болт и 2 гайки крепления.

31. Отсоедините возвратную трубку ГУР.

32. Снимите силовой вгрегат

а) Установите подъемник на двигатель.

б) Отверните 4 болта и 2 гайки крепления, отсоедините амортизатор правой опоры двигателя.

Установочные метки

в) Отверните болт и гайку крепления, отсоедините амортизатор левой опоры двигателя.

г) Отверните 8 болтов крепления, отсоедините кронштейны поперечной балки.

д) Отверните 3 болта и 2 гайки, от-соедните продольную балку и переднюю поперечную балку.

2. Установите кронштейны поперечной балки.

Момент затяжки:

болт А...................................133 Н м

болт В.....................................80 Н м

е) Установите кронштейны для подъема двигателя. Момент затяжки........................38 Н м

Кронштейны

30. Отсоедините правый передний рычаг.

ж) Вывесите двигатель. 33 Снимите насос ГУР. 34. Отсоедините поперечную балку

35 Отсоедините приводные валы.

36 Отсоедините кронштейн подвесного подшипника.

37. Снимите стартер.

38. Снимите АКПП.

39. Удерживая коленчатый вал от проворота, отверните болты крепления и снимите пластину привода гидротрансформатора .

40. Снимите впускной коллектор.

41. Снимите теплозащитный кожух №1.

42. Снимите выпускной коллектор.

43. Снимите стойку коллектора

44 Снимите топливный коллектор.

45. Снимите катушки зажигания.

46. Снимите масляный щуп с направляющей.

47. Снимите термостат.

48. Отсоедините трубку №1 перепуска охлаждающей жидкости.

49. Снимите датчик давления масла.

50. Снимите натяжитель ремня привода навесных агрегатов.

51. Снимите датчик положения распределительного вала

52. Снимите датчик положения коленчатого вала.

53. Снимите датчик детонации.

54. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости.

Установка

Установка двигателя осуществляется в порядке, обратном снятию. При этом обратите внимание на следующие моменты. 1. Установите пластину привода гидротрансформатора.

а) С помощью спецприспособления зафиксируйте коленчатый вал.

б) Очистите болты и отверстия под них.

в) Нанесите герметик на болты

г) Затяните болты в последовательности, показанной на рисунке.

Момент затяжки.......................88 Н м

Двигатель (1ZZ-FE). Снятие и установка.

1 - верхняя защитная крышка,

2 - впускной шланг радиатор,

3 - выпускной шланг радиатора,

4 - трос акселератора,

5 - правый передний подкрылок,

6 - правая часть защиты двигателя,

7 - левая часть защиты двигателя,

8 - пистон,

9 - трубка,

10 - выпускной шланготопителя (А), 11 - впускной шланготопителя (А), 12 - топливная трубка,

13 - фиксатор шланга,

14 - воздушный фильтр в сборе,

15 - впускной воздуховод,

16 - кронштейн аккумуляторной батареи,

17 - аккумуляторная батарея,

18 - поддон батареи,

19 - держатель батареи,

20 - левый передний подкрылок.

Двигатель (1ZZ-FE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - насос ГУР,

2 - возвратная трубка,

3 - правый кронштейн поперечной балки,

4 - левый кронштейн поперечной балки,

5 - поперечная балка.

Двигатель (1ZZ-FE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - ремень привода навесных агрегатов,

2 - расширительный бачок,

3 - генератор,

4 - амортизатор правой опоры двигателя,

5 - промежуточный рулевой вал,

6 - пистон,

7 - трос управления АКПП,

8 - левый передний рычаг подвески,

9 - компрессор кондиционера.

10 - кожух рулевой колонки,

11 - амортизатор левой опоры двигателя,

12 - левая тяга стабилизатора поперечной устойчивости,

13 - шплинт,

14 - наконечник левой рулевой тяги,

15 - левая ступичная гайка,

16 - левый приводной вал,

17 - приемная труба системы выпуска,

18 - прокладка,

19 - пружина,

20 - усилитель панели попа.

Двигатель (1ZZ-FE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - правый приводной вал,

2 - кронштейн подвесного подшипника,

3 - передняя проставка,

4 - пластина привода гидротрансформатора,

5 - задняя проставка,

6 - шланг №5 перепуска охлаждающей жидкости,

7 - крышка картера маховика,

8 - стартер,

9 - шланг №4 перепуска охлаждающей жидкости,

10-АКПП.

Двигатель (1ZZ-FE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - топливный коллектор,

2 - изолятор,

3 - проставка,

4 - катушка зажигания,

5 - шланг №1 перепуска охлаждающей жидкости,

6 - прокладка,

7 - датчик положения распределительного вала,

8 - датчик детонации,

9 - шланг №4 перепуска охлаждающей жидкости,

10 - натяжитель ремня привода навесных агрегатов,

11 - термостат,

12 - впускной патрубок системы охлаждения,

13 - датчик давления масла,

14 - датчик положения коленчатого вала,

15 - впускной коллектор,

16 - направляющего масляного щупа,

17 - масляный щуп,

18 - кольцевое уплотнение.

Двигатель (1ZZ-FE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - впускной шланг радиатора,

2 - шланг №2 перепуска охлаждающей жидкости,

3 - прокладка,

4 - датчик температуры охлаждаю-щей жидкости,

5 - впускной шланг отопителя (В),

6 - выпускной коллектор,

7 - стойка коллектора,

8 - теплозащитный кожух №1.

Двигатель 1AZ-FSE. Механическая часть

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов

Примечание, проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов проводятся на холодном двигателе.

Проверка

1. Сбросьте давление топлива.

2. Снимите правый передний подкрылок.

3 Снимите верхнюю защитную крышку.

4. Отверните демпфер пульсаций давления топлива.

5. Отсоедините топливную трубку.

6. Снимите ТНВД

7. Снимите катушки зажигания.

8. Отсоедините шланг системы вентиляции.

9 Снимите электропневмоклапан.

10. Снимите крышку головки блока цилиндров.

11. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с меткой "0" на крышке цепи привода ГРМ

б) Убедитесь, что метки на звездочках совмещены с метками на крышках передних подшипников распределительных валов.

б) Снимите крышки подшипников.

в) Снимите распределительный вал.

г) Зафиксируйте цепь привода ГРМ, как показано на рисунке.

Метки

Метки

Метка (паз)

Если метки не совмещены, проверните коленчатый вал на один оборот и вновь совместите метки. 12. Измерьте зазор в приводе клапанов.

а) Измерьте зазор только клапанов, показанных на рисунке.

- Щупом измерьте зазор между толкателем и затылком кулачка распределительного вала.

- Запишите значения величины зазора, выходящего за указанные пределы. Эти значения будут использованы позже для подбора необходимой величины толкателя.

Номинальный зазор в приводе клапанов (на холодном двигателе):

впускных.......................0,21 -0,27 мм

выпускных....................0,32 - 0,38 мм

б) Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и совместите метки, как указано в пункте 2.

в) Проверьте зазоры в приводе клапанов, показанных на рисунке, повторив процедуру шага (а).

2. Нанесите метки на цепь привода ГРМ и звездочки распределительных валов.

3. Снимите натяжитель цепи.

4 Снимите распределительный вал выпускных клапанов, а) Удерживая вал ключом, ослабьте болт крепления звездочки.

б) Равномерно, за несколько проходов, отверните болты крепления крышек подшипников распределительного вала в показанном на рисунке порядке.

в) Снимите крышки подшипников

г) Поднимите распределительный вал и отверните болт крепления звездочки.

При необходимости, отрегулируйте тепловые зазоры в клапанах. Установка осуществляется в порядке. обратном снятию.

Регулировка

1. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

д) Снимите звездочку и цепь с распределительного вала

Метка Метка

Метка Метка

5. Снимите распределительный вал впускных клапанов, а) Равномерно, за несколько проходов, отверните болты крепления крышек подшипников распределительного вала в показанном на рисунке порядке

д) Снимите толкатели клапанов. Примечание:

- не допускайте попадания посторонних предметов за крышку цепи привода ГРМ,

- не позволяйте цепи контактировать с водой и грязью.

6. Подберите новые толкатели.

а) Микрометром определите толщину снятого толкателя.

б) Вычислите толщину нового толкателя так, чтобы зазор в приводе клапанов был в пределах рекомендуемого

Для впускных

клапанов...............N = Т + (А - 0,24) мм

Для выпускных

клапанов...............N = Т + (А - 0,35) мм

N - толщина нового толкателя, Т - толщина снятого толкателя, А - измеренный зазор в данном клапане.

Примечание: толкатели выпускаются 35 размеров с шагом 0,02 мм толщиной от 5,06 мм до 5,74 мм. Обозначение толщины толкателя выбито на его внутренней стороне (на рисунке - для толкателя 5,38 мм).

7. Установите толкатели клапанов, нанеся на них немного масла.

8. Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с меткой "О" на крышке цепи привода ГРМ.

9. Установите распределительный вал впускных клапанов.

а) Установите цепь на звездочку, совместив метки.

б) Установите распределительный вал в головку блока цилиндров.

Метка

в) Нанесите немного масла на резьбу и под головки болтов крепления подшипников.

г) Установите крышки подшипников распределительного вала.

д) Равномерно, за несколько проходов, заверните болты крепления крышек подшипников распределительного вала в показанном на рисунке порядке.

Момент затяжки:

передняя крышка.....................30 Н-м

остальные.................................9 Н-м

12. Установите механизм натяжителя цепи привода ГРМ. а) Нажмите на храповик, полностью утопите плунжер механизма натяжителя цепи и зацепите крюк за штифт.

б) Установите новую прокладку, как показано на рисунке.

б) Установите звездочку с цепью на распределительный вал, временно завернув болт крепления.

в) Установите распределительный вал в головку блока цилиндров.

г) Нанесите немного масла на резьбу и под головки болтов крепления подшипников.

д) Установите крышки подшипников распределительного вала.

е) Равномерно, за несколько проходов, заверните болты крепления крышек подшипников распределительного вала в показанном на рисунке порядке.

Момент затяжки:

передняя крышка.....................30 Н-м

остальные.................................9 Н м

ж) Удерживая вал ключом, затяните болт крепления звездочки.

Момент затяжки.......................54 Н-м

11. Убедитесь, что метки на цепи и звездочках совмещены.

Метка

Метка

Метки Метка

10. Установите распределительный вал выпускных клапанов, а) Установите цепь на звездочку, совместив метки.

в) Вставьте натяжитель в крышку цепи и заверните две гайки. Момент затяжки.........................9 Н-м

Крюк Штифт

б) Поверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь, что натяжитель цепи давит на башмак.

14. Проверьте фазы газораспределения

15. Установите крышку головки блока цилиндров.

а) Удалите старый герметик.

б) Нанесите герметик в места, показанные на рисунке.

в) Установите прокладку на крышку головки блока цилиндров. Если прокладка повреждена, замените ее на новую.

Примечание: детали должны быть собраны в течение времени указанного в инструкции по применению герметика. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

г) Установите крышку головки блока цилиндров. Равномерно, за несколько проходов, заверните 9 болтов и 2 гайки.

Момент затяжки:

гайка.........................................11 Нм

болт А (10 мм)........................11 Н м

болт В (12 мм) .. ........ 14 Н-м

болт С (10 мм)........................21 Н м

Цепь привода ГРМ Снятие

1. Сбросьте остаточное давление топлива

2. Слейте моторное масло.

3. Снимите правое переднее колесо.

4. Снимите защиту двигателя.

5. Снимите правый передний подкрылок.

6. Снимите верхнюю защитную крышку

7. Снимите демпфер пульсаций давления топлива.

8. Отсоедините топливную трубку.

9. Отсоедините топливную трубку №1.

10. Снимите ТНВД.

11. Снимите ремень привода навесных агрегатов

12. Снимите генератор.

13. Снимите катушки зажигания.

14. Отсоедините шланг №2 системы вентиляции картера.

15. Снимите пневмоклапан.

16. Снимите крышку головки блока цилиндров.

17. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

а) Поверните шкив коленчатого вала и совместите его риску с меткой "0" на крышке цепи привода ГРМ.

б) Убедитесь, что метки на звездочках совмещены с метками на крышках №1 и №2 подшипников распределительных валов

Установачная метка

Метка "перед"

Установачная метка

Если метки не совмещены, проверните коленчатый вал на один оборот и вновь совместите метки.

18. Снимите расширительный бачок радиатора.

19. Снимите кронштейн №2 правой опоры двигателя.

Установите деревянный брусок между пятой домкрата и двигателем.

13. Переведите натяжитель цепи привода ГРМ в рабочее состояние, а) Поверните коленчатый вал против часовой стрелки и освободите штифт плунжера от крюка

Гайка 11 Нм

Гайка 11 Нм

Поддомкратьте автомобиль и выверните два болта и две гайки. Снимите амортизатор опоры двигателя.

20. Отсоедините амортизатор правой опоры двигателя.

а) Выверните болт и снимите хомут возвратной трубки.

б) Отверните три болта и снимите амортизатор правой опоры двигателя.

21. Отсоедините амортизатор передней опоры двигателя.

Выверните болт и снимите гайку, отсоедините амортизатор передней опоры от кронштейна передней опоры двигателя.

22. Снимите натяжитель ремня привода генератора.

Отверните болт и гайку, снимите натяжитель ремня привода генератора

23. Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления. Отсоедините насос гидроусилителя рулевого управления с подсоединенными шлангами и подвесьте его на веревке.

24. Снимите натяжитель цепи привода ГРМ, отвернув две гайки крепления. Примечание, не вращайте коленчатый вал при снятом натяжителе.

а) Выверните болт шкива при помощи спецприспособления.

б) Снимите шкив коленчатого вала с помощью съемника

б) Срежьте герметик с помощью 28. Снимите крышку цепи привода

спецприспособления. ГРМ.

26. Снимите датчик положения коленчатого вала.

27 Снимите масляный поддон, а) Выверните 12 болтов и две гайки крепления поддона.

Цепь привода ГРМ (1AZ-FSE). 1 - натяжитель цепи привода ГРМ, 2 - натяжитель ремня привода навесных агрегатов, 3 - прокладка, 4 - шкив коленчатого вала, 5 - передний сальник коленчатого вала, 6 - крышка цепи привода ГРМ, 7 - датчик положения коленчатого вала, 8 - башмак натяжителя цепи цепи, 9 - цепь привода ГРМ, 10 - успокоитель цепи, 11 - ведущая звездочка масляного насоса, 12 - цепь привода масляного насоса, 13 - ротор датчика положения коленчатого вала, 14 - звездочка коленчатого вала, 15 - направляющая цепи привода ГРМ, 16 - звездочка масляного насоса, 17 - натяжитель цепи привода масляного насоса, 18 - пружина натяжителя, 19 - масляный поддон.

б) Отверните 14 болтов и две гайки.

в) При помощи отвертки отделите крышку от головки и блока цилиндров.

г) Снимите крышку цепи привода ГРМ.

29. Снимите ротор датчика положения коленчатого вала

30. Снимите башмак натяжителя цепи привода ГРМ, отвернув болт крепления.

31. Снимите успокоитель цепи привода ГРМ, отвернув 2 болта крепления.

32. Снимите направляющую цепи, отвернув болт крепления.

33. Снимите цепь привода ГРМ. 34 Снимите звездочку коленчатого вала 35. Снимите звездочки распределительных валов а) Удерживая валы ключом, ослабьте болты крепления звездочек.

б) Отверните болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов

в) Отверните болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов

г) Снимите звездочки распределительных валов. Примечание: не разбирайте звездочку VVT.

36. Снимите цепь привода масляного насоса.

а) Проверните коленчатый вал на 90° против часовой стрелки и совместите отверстие вала масляного насоса с пазом насоса, как показано на рисунке.

б) Вставьте штифт диаметром 4 мм в отверстие вала, зафиксировав его, и отверните гайку.

Проверка цепи привода ГРМ и натяжителя

1. Проверьте цепь привода ГРМ и звездочки валов а) Штангенциркулем измерьте длину 15-ти звеньев цепи в натянутом состоянии

Максимальная длина цепи.....115,4 мм

Примечание: сделайте три или более измерений на произвольных участках цепи.

Если длина участка цепи в 15 звеньев больше максимальной, замените цепь.

б) Оберните цепь вокруг звездочки.

в) Штангенциркулем измерьте диаметр звездочки по роликам, как показано на рисунке.

Минимальный диаметр звездочки-

распределительный вал......97,3 мм

коленчатый вал..................51.6 мм

Если диаметр не соответствует указанному, замените звездочки с цепью.

2. Проверьте башмак натяжителя и успокоитель цепи привода ГРМ на износ

Максимальный износ 1 мм

в) Снимите натяжитель цепи привода масляного насоса с пружиной, отвернув болт крепления.

да ГРМ

а) Убедитесь, что плунжер свободно перемещается, когда храповик поднят.

б) Отпустите храповик и убедитесь, что плунжер заблокирован.

Замена переднего сальника коленчатого вала

Примечание: существуют два метода ("А" и "Б") замены переднего сальника коленчатого вала. А. При снятой крышке цепи привода ГРМ.

а) При помощи отвертки и молотка выбейте сальник.

б) Используя оправку, молотком запрессуйте новый сальник вровень с крышкой цепи привода ГРМ.

в) Нанесите консистентную смазку на кромку сальника. Б. При крышке цепи привода ГРМ, установленной на блок цилиндров: а) Используя спецприспособление, извлеките сальник.

б) Оправкой и молотком запрессуйте новый сальник вровень с крышкой цепи привода ГРМ

Примечание • не повредите коленчатый вал.

Установка

1. Установите цепь привода масляного насоса и звездочки, а) Установите коленчатый вал шпонкой влево, а вал масляного насоса скосом вверх, как показано на рисунке.

б) Установите цепь на звездочки, совместив звенья с цветными метками с метками на звездочках

Звено с

Метка

с меткой

Метка

в) Установите звездочки на валы и временно затяните гайку крепления.

г) Установите натяжитель цепи привода масляного насоса, вставив пружину натяжителя в отверстие.

Момент затяжки........................12 Н-м д) Совместите отверстие вала масляного насоса с пазом насоса, как показано на рисунке.

Отверстие

е) Вставьте штифт диаметром 4 мм в отверстие вала, зафиксировав его, и заверните гайку.

Момент затяжки................. 30 Н-м

ж) Проверните коленчатый вал на 90е по часовой стрелке, сориентировав шпонку вала вертикально вверх

2. Установите звездочки распределительных валов, а) Расположите звездочку распределительного вала выпускных клапанов меткой наружу.

Меткв

б) Совместите установочный штифт распределительного вала с пазом звездочки и установите звездочку.

в) Временно заверните болт крепления.

г) Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.

Момент затяжки......................54 Н м

д) Установите звездочку WT (распределительного вала впускных клапанов).

- Удерживайте звездочку в таком положении, чтобы паз в ней находился немного левее установочного штифта распределительного вала (при взгляде со стороны вала).

- Установите звездочку на распределительный вал.

- Слегка нажмите на звездочку и поверните ее против часовой стрелки.

- Убедитесь, что нет видимого зазора между звездочкой и торцом распределительного вала.

Примечание: не вращайте звездочку по часовой стрелке.

Штифт

- Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.

Момент затяжки.......................54 Н м

- Убедитесь, что привод WT перемещается по часовой стрелке и фиксируется стопорным штифтом в правильном положении

е) Временно заверните болт крепления.

ж) Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.

Момент затяжки.......................54 Н-м

з) Убедитесь, что привод WT перемещается по часовой стрелке и фиксируется стопорным штифтом в правильном положении.

3 Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ конца такта сжатия, а) Поверните распределительные валы, совместив метки на звездочках с метками на крышках №1 и №2 подшипников распределительных валов.

б) Наденьте цепь привода ГРМ на звездочки распределительных валов, совместив звенья с цветными (желтыми) метками с метками на

звездочках.

4. Установите успокоитель цепи привода ГРМ.

Момент затяжки..........................9 Н-м

9. Установите ротор датчика положения коленчатого вала меткой "F", как показано на рисунке.

5. Установите звездочку коленчатого вала.

6. Установите цепь привода ГРМ

а) Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, совместив звено с цветной меткой (синей или оранжевой) с меткой на звездочке.

Метка

Звено с синей или оранжевой меткой

N

Метки

Звено с желтой меткой

Шпомка

б) Поверните коленчатый вал, установив его шпонкой вверх.

Метка

7. Установите направляющую цепи Момент затяжки..........................9 Н-м

8. Установите башмак натяжителя в) Установите башмак.

Момент затяжки........................19 Н-м

б) Убедитесь, что башмак удерживается ограничителем на блоке цилиндров.

10. Установите крышку цепи привода ГРМ.

а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности крышки цепи привода ГРМ, насоса охлаходающей жидкости, головки блока цилиндров и блока цилиндров.

- Используя лезвие и скребок, удалите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

- Тщательно очистите все компоненты перед установкой.

- Используя безосадочный растворитель, очистите поверхности перед нанесением герметика.

б) Нанесите герметик на крышку цепи привода ГРМ, как показано на рисунке (толщина слоя 3-4 мм).

- Не наносите избыточное количество герметика на контактные поверхности.

- Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по использованию герметика В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

03

мм мм

04

мм

в) Нанесите герметик в места, показанные на рисунке (толщина слоя 2 мм)

13. Установите шкив коленчатого вала.

а) Очистите шкив коленчатого вала.

б) Совместите шпонку со шпоночной канавкой шкива коленчатого вала и

б) Поверните коленчатый вал по часовой стрелке и убедитесь, что натяжитель цепи давит на башмак.

Момент затяжки: болт "А" (длина 30 мм,

головка на 10 мм)........... ...9 Н-м

болт "В" (длина 30 мм,

головка на 12 мм)...............21 Н м

болт "С" (длина 40 мм,

головка на 14 мм).........43 Н м

болт "D" (длина 65 мм,

головка на 14 мм)........... .......43 Н м

гайки...........................................9 Н-м

Гайка

Гайка

д) Установите шпильку натяжителя ремня привода навесных агрегатов

Момент затяжки.........................9 Н-м

11. Установите масляный поддон, а) Нанесите герметик на масляный поддон

б) Установите поддон и заверните 12 болтов и две гайки его крепления.

Момент затяжки.........................9 Н-м

12. Установите датчик положения коленчатого вала

б) Установите новую прокладку, как показано на рисунке

14. Установите натяжитель цепи привода ГРМ. а) Нажмите на храповик, полностью утопите плунжер натяжителя цепи и зацепите крюк за штифт.

Штифт

Момент затяжки . .170 Н-м

установите шкив.

в) При помощи спецприспособления затяните болт.

г) Установите крышку цепи привода ГРМ. Равномерно, за несколько проходов, заверните 14 болтов и 2 гайки.

Выступ

в) Вставьте натяжитель в крышку цепи и заверните две гайки. Момент затяжки.........................9 Н-м

15. Переведите натяжитель цепи привода ГРМ в рабочее состояние, а) Поверните коленчатый вал против часовой стрелки и освободите штифт плунжера от крюка.

Примечание: при установке натяжителя поддомкратьте двигатель на необходимую высоту.

Момент затяжки.......................60 Н-м

18. Установите амортизатор передней опоры двигателя.

Заверните болт и две гайки крепления амортизатора передней опоры двигателя.

Момент затяжки.......................87 Н-м

19. Установите амортизатор правой опоры двигателя, а) Заверните три болта крепления амортизатора правой опоры двигателя

Момент затяжки.......................52 Н-м

б) Установите хомут возвратной трубки и заверните болт.

Момент затяжки.........................8 Н-м

20. Установите кронштейн №2 правой опоры двигателя.

Заверните два болта и две гайки крепления кронштейна №2 правой опоры двигателя

Момент затяжки:

"А".............................................52 Н-м

"В"...........................................113 Н-м

Далее установка производится в порядке, обратном снятию

16. Установите насос ГУР.

Момент затяжки.......................50 Н-м

17. Установите натяжитель ремня привода навесных агрегатов и заверните болт с гайкой.

Расп редел ител ьн ые валы

Снятие и установка

1. Сбросьте давление топлива.

2. Снимите крышку головки блока цилиндров.

3. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия.

Метка Метка

Метка

Метка Паз

е) Снимите распределительный вал.

4. Снимите ремень привода навесных агрегатов

5 Снимите амортизатор правой опоры двигателя.

6 Снимите насос ГУР

7 Снимите натяжитель цепи привода ГРМ.

8. Снимите распределительные валы, а) Зафиксируйте распределительный вал выпускных клапанов гаечным ключом за шестигранный участок и ослабьте болт крепления звездочки.

ж) Снимите крышки подшипников распределительного вала в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.

9 Снимите звездочку WT. Отверните центральный болт крепления и снимите звездочку WT в сборе.

Примечание: не отворачивайте четыре болта крепления звездочки к механизму VVT.

10. Установите звездочку VVT.

а) Удерживайте звездочку в таком положении, чтобы паз в ней находился немного левее установочного штифта распределительного вала (при взгляде со стороны вала).

б) Установите звездочку на распределительный вал.

в) Слегка нажмите на звездочку и поверните ее против часовой стрелки.

г) Убедитесь, что нет видимого зазора между звездочкой и торцом распределительного вала.

Примечание: не вращайте звездочку по часовой стрелке.

д) Снимите крышки подшипников распределительного вала в несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.

Штифт

д) Удерживая вал ключом, затяните болт крепления.

Момент затяжки...... ..........54 Н м

е) Убедитесь, что привод VVT перемещается по часовой стрелке и фиксируется стопорным штифтом в правильном положении.

11. Установите распределительные валы.

а) Нанесите немного моторного масла на шейки распределительного вала.

б) Удерживая рукой, наденьте цепь, совместив метку на цепи с меткой на звездочке распределительного вала впускных клапанов, установите распределительный вал со звездочкой.

з) Снимите распределительный вал со звездочкой

и) Зафиксируйте цепь веревкой.

в) Установите крышки подшипников распределительного вала стрелками к передней части двигателя, как показано на рисунке.

Момент затяжки:

передняя крышка...................30 Н м

остальные.................................9 Н-м

г) Установите распределительный вал выпускных клапанов на головку блока цилиндров, наденьте цепь на звездочку, совместив установочные метки, и установите звездочку на вал

д) Установите крышки подшипников распределительного вала стрелками к переду двигателя, как показано на рисунке.

Момент затяжки:

передняя крышка....................30 Н-м

остальные.................................9 Н-м

е) Зафиксируйте распределительный вал выпускных клапанов гаечным ключом за шестигранный участок и заверните болт крепления звездочки распределительного вала.

Момент затяжки......................54 Н-м

Примечание: не прикасайтесь гаечным ключом к толкателям.

Метка

Метка

Метки Метка

з) Установите натяжитель цепи привода ГРМ. Далее установка осуществляется в порядке, обратном снятию.

Головка блока

цилиндров

Снятие

1. Сбросьте давление топлива.

2. Снимите цепь привода ГРМ.

3. Снимите распределительные валы.

4. Снимите головку блока цилиндров в сборе.

а) Равномерно, за несколько проходов, ослабьте и отверните 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке.

ж) После установки цепи убедитесь, что установочные метки располагаются, как показано на рисунке.

Головка блока цилиндров (1AZ-FSE). 1 - крышка №1 подшипника распределительного вала, 2 - крышка №2 подшипника распределительного вала, 3 - распределительный вал впускных клапанов, 4 - распределительный вал выпускных клапанов, 5 - клапан системы WT, 6 - кольцевое уплотнение, 7 - вкладыш подшипника распределительного вала, 8 - болт, 9 - пробка, 10 - теплозащитный экран выпускного коллектора, 11 - выпускной коллектор, 12 - стойка №2 выпускного коллектора, 13 - стойка выпускного коллектора, 14 - прокладка, 15 - головка блока цилиндров, 16 - трубка №1 перепуска охлаждающей жидкости, 17 - направляющая масляного щупа, 18 - масляный щуп.

б) При помощи отвертки отделите головку от блока цилиндров. Примечание: будьте осторожны, не повредите контактные поверхности головки блока и блока цилиндров.

Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.

Установка

Примечание:

- Тщательно очистите все детали перед установкой.

- Смажьте все трущиеся поверхности деталей свежим моторным маслом.

- Замените все прокладки и сальники на новые.

1 Установите головку блока цилиндров на блок цилиндров.

а) Нанесите герметик на прокладку.

- Не наносите избыточное количество герметика.

- Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по использованию герметика. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

б) Уложите новую прокладку головки блока цилиндров меткой вверх.

Герметик

ю Ю/

и

¥

II р\

J

—У®

в) Опустите на прокладку головку блока цилиндров. 2. Заверните болты крепления головки блока цилиндров. Примечание:

- Болты крепления головки блока затягиваются в два этапа.

- Если один из болтов поврежден, замените его.

а) Перед установкой нанесите немного моторного масла на резьбу и под головки болтов.

б) Равномерно, за несколько проходов, затяните 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рисунке.

Момент затяжки......................79 Н м

Если какой-либо из болтов не затягивается указанным моментом, замените его.

в) Отметьте кромку болта, обращенную к передней части двигателя, как показано на рисунке.

г) Доверните все болты на 90° в указанной выше последовательности.

д) Убедитесь, что все метки болтов повернуты на 90° от первоначального положения.

3. Установите заглушку.

Далее установка осуществляется в

порядке, обратном снятию.

Блок цилиндров

Предварительная разборка

1. Снимите ведущую пластину или маховик.

2. Установите двигатель на стенд для разборки.

3. Снимите цепь привода ГРМ.

4. Снимите головку блока цилиндров.

5. Снимите датчик детонации.

6. Снимите зажимы проводки. 7 Снимите термостат.

8. Снимите масляный фильтр VVT, отвернув заглушку.

11 Снимите трубку перепуска охлаждающей жидкости, отвернув 2 гайки и болт крепления.

9. Снимите насос охлаждающей жидкости.

10. Снимите масляный щуп с направляющей.

13. Снимите масляный насос.

14. Отверните масляный фильтр.

15. Отверните штуцер масляного фильтра.

16. Снимите картер.

а) Равномерно, за несколько проходов, ослабьте и отверните болты крепления.

"if: 13 =

а

45*

б) При помощи отвертки отделите картер от блока цилиндров

17. Снимите задний сальник коленчатого вала.

Окончательная сборка

1. Установите картер, а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности.

- Используя лезвие и скребок, удалите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

- Тщательно очистите все компоненты перед установкой

- Используя безосадочный растворитель, очистите поверхности перед нанесением герметика.

12. Снимите трубку №3 перепуска охлаждающей жидкости.

б) Нанесите свежий герметик на блок цилиндров или картер, как показано на рисунке.

Герметик

Блок цилиндров.

в) Установите новое кольцевое уплотнение.

г) Временно заверните болты крепления картера.

Длина болтов:

А ..........................................112 мм

В.............................................35 мм

г) Равномерно, за несколько проходов, затяните болты крепления картера.

Момент затяжки_______________________33 Н-м

2. Установите масляный насос.

3. Установите маслоохладитель.

4. Установите масляный фильтр.

5. Установите трубку перепуска охлаждающей жидкости.

6. Установите масляный щуп с направляющей.

7. Установите масляный фильтр VVT.

8. Установите термостат.

9. Установите зажимы проводки.

10. Установите датчик детонации.

11. Установите головку блока цилиндров.

12. Установите цепь привода ГРМ.

13. Снимите двигатель со стенда.

14. Установите ведущую пластину или маховик.

а) Нанесите герметик на 2 - 3 витка резьбы на конце болта.

б) Установите маховик на коленчатый вал.

в) Равномерно, за несколько проходов, затяните 8 болтов в указанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки........ ...........98 Н-м

Замена заднего сальника коленчатого вала

1. Ножом отрежьте кромку сальника.

2. Отверткой (предварительно обмотав ее изолентой) удалите сальник. Примечание: не повредите коленчатый вал.

3. Нанесите консистентную смазку на кромку нового сальника.

4. Используя подходящее приспособление и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с кромкой держателя заднего сальника

Снятие и установка двигателя

1. Сбросьте давление в топливной магистрали.

2. Снимите защиту двигателя.

3. Снимите передние подкрылки.

4. Снимите передние колеса.

5. Слейте моторное масло.

6. Слейте охлаждающую жидкость.

7. Слейте трансмиссионное масло.

8. Слейте рабочую жидкость АКПП.

9. Снимите верхнюю защитную крышку.

10. Снимите аккумуляторную батарею.

11. Снимите воздушный фильтр и впускной воздуховод.

12. Отсоедините шланги радиатора.

13. Снимите расширительный бачок.

14. Снимите верхний кронштейн радиатора.

15. Снимите радиатор.

16. Отсоедините трос управления АКПП.

17. Отсоедините трубки охладителя АКПП.

18. Отсоедините шланги отопителя

19. Отсоедините топливную трубку.

20. Отсоедините шланг возврата топлива.

21. Снимите ремень привода навесных агрегатов.

22. Снимите компрессор кондиционера.

23. Снимите усилитель панели пола.

24. Отсоедините приемную трубу системы выпуска.

25. Отсоедините шланги ГУР.

26. Отсоедините штуцер вакуумного усилителя.

27. Отсоедините жгут проводки двигателя.

28 Отсоедините промежуточный рулевой вал, нанеся установочные метки.

32. Отсоедините тяги стабилизатора поперечной устойчивости.

33. Отсоедините левый передний рычаг, а) Отверните 1 болт и 2 гайки крепления.

Момент затяжки:

А................................................52 Н м

В..............................................113 Нм

31. Отсоедините наконечники рулевых тяг.

ной балки. Момент затяжки: А..............................................133 Н-м

б) Отсоедините поворотный кулак.

-^иГЛи/гткг-Ч /у \

j^N

и®у

в) Отверните болт и гайку крепления, отсоедините амортизатор левой опоры двигателя.

д) Отверните 3 болта и 2 гайки, от- пластины.

соедините продольную балку и пе- Установка осуществляется в поряд-реднюю поперечную балку. ке, обратном снятию.

правый передний карданный вал

34. Отсоедините рычаг.

35. Отсоедините (4WD).

36. Снимите силовой агрегат.

а) Установите подъемник на двигатель.

б) Отверните 2 болта и 2 гайки крепления, отсоедините кронштейн правой опоры двигателя.

е) Установите кронштейны для подъема двигателя. Момент затяжки......................38 Н-м

ж) Вывесите двигатель 37. Снимите насос ГУР. г) Отверните 8 болтов крепления, 38. Снимите стартер, отсоедините кронштейны попереч- 39. Снимите поперечную балку

40. Отсоедините правый приводной вал.

41. Снимите кронштейн подвесного подшипника.

В................................................80 Н-м 42, Отсоедините раздаточную коробку.

43. Удерживая коленчатый вал от проворота, снимите пластину привода гидротрансформатора.

Порядок затяжки болтов крепления

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка. 1 - верхний

кронштейн радиатора, 2 - радиатор,

3 - верхняя защитная крышка,

4 - выпускной шланг радиатора,

5 - впускной шланг радиатора,

6 - шланг возврата топлива,

7 - держатель аккумуляторной батареи,

8 - правый передний подкрылок,

9 - правая часть защиты двигателя,

10 - левая часть защиты двигателя, 11- штуцер,

12 - выпускной шланг отопителя (А),

13 - впускной шланг отопителя (А),

14 - топливная трубка,

15 - фиксатор,

16 - впускной воздуховод,

17 - корпус воздушного фильтра,

18 - аккумуляторная батарея,

19 - поддон,

20 - кронштейн аккумуляторной батареи,

21 - левый передний подкрылок.

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - шланг бачка ГУР,

2 - возвратная трубка,

3 - насос ГУР,

4 - правый кронштейн поперечной балки,

5 - левый кронштейн поперечной балки,

6 - поперечная балка.

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - ремень привода навесных агрегатов,

2 - расширительный бачок,

3 - генератор,

4 - кронштейн правой опоры двигателя,

5 - промежуточный рулевой вал,

6 - трос управления АКПП,

7 • левый приводной вал,

8 • левый передний рычаг,

9 - компрессор кондиционера,

10 - кожух рулевой колонки,

11 - амортизатор левой опоры двигателя,

12 - левая тяга стабилизатора поперечной устойчивости,

13 - шплинт,

14 - наконечник рулевой тяги,

15 - гайка наконечника рулевой тяги,

16 - ступичная гайка,

17 - приемная труба системы выпуска,

18 - прокладка,

19 - пружина.

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - правый приводной вал,

2 - кронштейн подвесного подшипника,

3 - крышка картера маховика,

4 - стартер,

5 - передняя проставка,

6 - пластина привода гидротрансформатора,

7 - задняя проставка,

8 - АКПП.

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - коллектор EGR,

2 - прокладка,

3 - корпус дроссельной заслонки,

4 - шланг №2 перепуска охлаждающей жидкости,

5 - кронштейн трубки EGR,

6 - впускной коллектор,

7 - шланг №1 перепуска охлаждающей жидкости,

8 - привод SCV,

9 - теплоизолятор №1,

10 - кронштейн корпуса дроссельной заслонки,

11 - кронштейн защитной крышки,

12 - шланг №1 перепуска охлаждающей жидкости,

13 - шланг перепуска охлаждающей жидкости,

14 - трубка №1 EGR,

15 - шланга №2 перепуска охлаждающей жидкости,

16 - впускной шланг отопителя (В)

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - топливный коллектор,

2 - шплинт,

3 - шайба №3,

4 - кольцевое уплотнение,

5 - шайба №2,

6 - шайба №1,

7 - держатель форсунки,

8 - форсунка,

9 - прокладка,

10 - прокладка,

11 - датчик давления масла,

12 - датчик температуры охлаждающей жидкости,

13 - датчик детонации,

14 - изолятор №2,

15 - стойка коллектора №1.

8 Нм

Двигатель (1AZ-FSE).

Снятие и установка (продолжение).

1 - жгут проводки,

2 - изолятор,

3 - прокладка,

4 - демпфер пульсаций давления топлива,

5 - катушка зажигания,

6 - шланг №2 системы вентиляции картера,

7 - натяжитель ремня привода навесных агрегатов,

8 - топливная трубка,

9 - топливный шланг, 10-ТНВД,

11 - топливная трубка №1,

12 - шайба,

13 - кольцевое уплотнение,

14 - трубка №1 перепуска охлаждающей жидкости,

15 - термостат,

16 - теплозащитный кожух №1,

17 - выпускной коллектор,

18 - стойка коллектора,

19 - впускной патрубок системы охлаждения,

20 - направляющая масляного щупа,

21 - стойка №2 коллектора,

22 - масляный щуп.

Двигатель 3S-GTE. Механическая часть

Проверка и регулировка тепловых зазоров в клапанах Проверка

Примечание: проверку и регулировку зазора в приводе клапанов производите на холодном двигателе.

1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

2. Слейте охлаждающую жидкость.

3. Снимите распорку передних стоек.

4. Снимите крышку воздушного фильтра.

5. Снимите промежуточный охладитель наддувочного воздуха

6. Отсоедините трос акселератора.

7. Снимите корпус дроссельной заслонки.

8. Отсоедините шланги системы вентиляции картера.

9 Снимите крышку №2 ремня привода ГРМ.

10 Снимите катушки зажигания.

11. Выверните свечи зажигания.

12. Снимите расширительный бачок. 13 Снимите правое переднее колесо. 14. Снимите правую часть защиты двигателя.

15 Отсоедините возвратную трубку.

16 Снимите бачок ГУР.

17. Отсоедините жгут проводки.

18. Отсоедините кронштейн правой опоры двигателя.

19. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.

Выпуск

- Используя щуп, измерьте зазор между толкателем и распределительным валом.

- Запишите результаты - измерений зазора в приводе клапанов. Они будут использоваться позже для определения необходимой регулировочной шайбы при замене.

Зазор в приводе клапанов (холодный двигатель):

впускные.......................0,15 - 0,25 мм

выпускные....................0,28 - 0,38 мм

б) Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и совместите метки, как указывалось выше.

в) Измерьте зазор в приводе клапанов, обозначенных на рисунке

Регулировка

1. Отверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов за несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.

2. Снимите распределительные валы.

3. Снимите сальники распределительных валов.

4. Снимите толкатель и регулировочную шайбу.

20 Снимите крышку головки блока цилиндров

21. Проверьте зазор в приводе клапанов, а) Проверьте зазор в приводе клапанов, обозначенных на рисунке

О

Перед

10 2 8 4 5

10. Установите сальники распределительных валов.

5. Определите размер новой регулировочной шайбы следующим методом:

- Используя микрометр, измерьте толщину снятой регулировочной шайбы.

- Вычислите толщину новой регулировочной шайбы так, чтобы клапанный зазор находился в пределах указанных значений

Толщина снятой регулировочной

шайбы........................................... .7"

Измеренный зазор в приводе

клапанов...............................................А

Толщина новой регулировочной

шайбы..................................................N

впускной............N = Т + А (- 0,20 мм)

выпускной........ N = Т + А (- 0,33 мм)

- Подберите новую регулировочную шайбу с толщиной, наиболее близкой к расчетному значению Примечание: регулировочные шайбы имеют 17 размеров (значений толщины) от 2.55 мм до 3,35 мм через 0,05 мм. 6 Установите шайбу на клапан и толкатель.

7. Нанесите на шейки распределительных валов немного моторного масла и установите валы.

Метка "IN"/ "EX' (впускной/выпускной)

О

А

о

8

Ю

a—&-&-&-S-

8. Установите крышки подшипников распределительного вала №1 и №2.

t

№ шейки

Метка' "перед'

9. Установите крышки подшипников распределительных валов и заверните болты крепления за несколько проходов в указанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки...............19 Н м

Л у ZIAN \у /^^^глЧ^ )) J\

L Перед J

11. Установите крышку подшипника №1, нанеся на нее герметик, как показано на рисунке.

Момент затяжки.......................19 Н м

2-3 мм

Герметик

штифт

13. Заверните болт крепления шкива Момент затяжки.......................70 Н -м

14. Установите ремень привода ГРМ.

15. Установите амортизатор правой опоры двигателя.

16 Установите бачок ГУР.

17 Установите крышку головки блока цилиндров, нанеся герметик, как показано на рисунке

Момент затяжки... ....11 Н м

суОо[

Задняя часть

двигателя ^ - герметик

Передняя часть двигателя

18. Установите крышку №2 ремня привода ГРМ.

Момент затяжки...............9 Н м

Длина болта:

А.................................................31 мм

В.................................................20 мм

19 Заверните свечи зажигания и установите катушки зажигания.

20. Подсоедините шланги системы вентиляции картера.

21. Установите корпус дроссельной заслонки.

22 Установите промежуточный охладитель наддувочного воздуха.

  2015 г.
webmaster@autolavochka.ru