TOYOTA CALDINA  
Двигатель 1ZZ-FE
Ремень привода ГРМ
Блок цилиндров
Сборка блока цилиндров
Топливная система
Снятие топливной системы
Автоматическая коробка
Раздаточная коробка
Подвеска
Рулевое управление
Тормозная система
Системы улучшения управляемости
Кузов
Кондиционер и вентиляция
Система безопасности
Электрооборудование кузова
Система дистанционного управления
Электропривод зеркал
Переключатели на руле
 

Блок цилиндров

Разборка

1. Индикатором проверьте величину осевого зазора шатунного подшипника, перемещая шатун вперед-назад по шатунной шейке коленчатого вала.

Номинальный осевой зазор:

1ZZ-FE..................0,160 -0,342 мм

1AZ-FSE................0,160 - 0,362 мм

3S-GTE.. ..0,160-0,312 мм

Максимальный осевой зазор:

1ZZ-FE . .. ...0,342 мм

1AZ-FSE..........,0,362 мм

3S-GTE.......................... 0,350 мм

"г \ \

А

од V

^т^у J

2 Снимите крышку нижней головки шатуна и проверьте радиальный зазор шатунного подшипника а) Проверьте совмещение меток на шатуне и крышке шатуна, чтобы обеспечить в последующем его правильную сборку.

Если метки отсутствуют, то керном нанесите их на крышки и шатуны.

в) Снимите крышку шатуна, расшатав ее, держась за шатунные болты

Примечание: нижняя половина вкладыша должна остаться в крышке шатуна.

г) Очистите шатунную шейку и вкладыши.

д) Проверьте поверхности шатунной шейки и вкладыша на наличие точечной коррозии и царапин.

При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал. Примечание: не перепутайте верхний и нижний вкладыши подшипников.

Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените шатун в сборе. При необходимости замените коленчатый вал.

е) Установите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения поперек шатунной шейки.

крышки нижней головки шатуна.

ж) Установите нижнюю крышку шатуна, совместив установочные метки. Затяните болты крепления (подробней см. подраздел "Сборка" раздела "Блок цилиндров").

Примечание:

- Не вращайте коленчатый вал

- Нанесите немного масла на резьбы и под головки болтов перед их установкой.

з) Снимите нижнюю крышку шатуна, вывернув болты.

и) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора шатунного подшипника.

Зазор шатунного подшипника: 1ZZ-FE

номинальный... .... 0,028 - 0,060 мм

рем. (0,25).............0,021 -0,067 мм

предельный.. .......0,080 мм

1AZ-FSE: номинальный.. 0,024 - 0,048 мм

предельный......................0,048 мм

3S-GTE:

номинальный.......0,024 - 0,055 мм

рем. (0,25).............0,025 - 0,079 мм

предельный.......................0,08 мм

Если зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости замените коленчатый вал

"2" и "3" При этом выступ (метка "перед") на крышке шатуна должен быть направлен к передней части двигателя (в сторону, противоположную отбору мощности). Диаметр шатунной шейки коленчатого вала. 1ZZ-FE:

номинальный... . 43,992 - 44,000 мм

рем. (0,25)..........43,745 - 43,755 мм

1AZ-FSE:

номинальный.....47,990 - 48,000 мм

3S-GTE:

номинальный.....47,985 - 48,000 мм

рем. (0,25)..........47,745 - 47,755 мм

Диаметр нижней головки шатуна 1ZZ-FE:

метка "А"..........47,000 - 47,008 мм

метка "В"..........47,009 - 47,016 мм

метка "С"..........47,017 - 47,024 мм

рем. (0,25)..........47,000- 47,024 мм

1AZ-FSE:

метка "А"...........51,000 - 51,007мм

метка "В"..........51,008 - 51,013 мм

метка "С"...........51,014 - 51,020 мм

3S-GTE:

метка "А"...........51,000 - 51,008 мм

метка "В"...........51,009 - 51,016 мм

метка "С"...........51,017 - 51,024 мм

рем. (0,25)..........51,000 - 51,024 мм

Номинальные размеры вкладышей по их толщине: 1ZZ-FE:

метка "1"........

.......1,486 -

1,490 мм

метка "2"........

......1,490-

1,494 мм

метка "3"........

.......1,494 -

1,498 мм

рем. (0,25)......

.....1,606-

1,612 мм

1AZ-FSE:

метка "1"._______

_______1,485 -

1,488 мм

метка "2"._______

.......1,489 -

1,491 мм

метка "3"........

.......1,492 -

1,494 мм

3S-GTE-

метка "А".......

.......1,484 -

1,488 мм

метка "В"......

.......1,489 -

1,492 мм

метка "С".......

.......1,493 -

1,496 мм

рем. (0,25)........

.......1,600-

1,610 мм

к) Удалите остатки калибровочной проволоки с рабочих поверхностей шейки и вкладыша.

3 Снимите поршень и шатун в сборе, а) Разверткой удалите нагар с верхней части цилиндра (см. рисунок).

Таблица. Определение размерных групп вкладышей (1AZ-FSE).

Коленчатый вал + блок цилиндров

Вклг^ыш

Толщина вкладыша, мм

Масляный зазор, мм

0-2

1

1,993-1,996

0,017-0,039

3-5

2

1,997-1,999

0,017-0,040

6-8

3

2,000 - 2,002

0,018-0,040

9-11

4

2,003 - 2,005

0,019-0,040

б) Извлеките поршень в сборе с шатуном и верхним вкладышем подшипника через верхнюю часть блока цилиндров. Примечание:

- Держите подшипники, шатун и крышку вместе.

- Расположите поршни в сборе с шатунами и вкладышами в определенном порядке.

4. Снимите шатунные подшипники.

5. Индикатором измерьте осевой зазор коленчатого вала, перемещая последний назад - вперед с помощью отвертки.

Номинальный зазор:

1ZZ-FE..........................0,04 - 0,24 мм

1AZ-FSE.....................0,02 - 0,22 мм

3S-GTE............. .........0.02 - 0,22 мм

Предельный зазор..... ...........0,30 мм

Если осевой зазор больше максимального, замените упорные полукольца. Толщина упорных полуколец:

1ZZ-FE......................2,430 - 2,480 мм

1AZ-FSE.................. 1,930-1,980 мм

3S-GTE..................... 2,440 - 2,490 мм

ных подшипников и проверьте радиальные масляные зазоры, а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).

Примечание:

- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.

- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в порядке сборки.

в) Поднимите коленчатый вал. Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.

г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши.

д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на наличие точечной коррозии и царапин.

Если шейка или вкладыш повреждены, замените вкладыш При необходимости замените коленчатый вал.

е) Уложите коленчатый вал в блок цилиндров.

ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.

з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в ука занной на рисунке последователь ности

Примечание: крышки коренных подшипников имеют номер.

крышки коренных под-

и) Снимите шипников.

к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального зазора. Зазор коренного подшипника:

номинальный........0,017 - 0,040 мм

предельный......................0,050 мм

Если зазор больше максимального, замените подшипники. Если необходимо, перешлифуйте или замените коленчатый вал.

Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыш той же размерной группы, что и размерная группа постели коренного подшипника блока цилиндров. Если номер размерной группы вкладыша невозможно определить, выберите нужную размерную группу вкладышей по таблице "Определение размерных групп вкладышей (1AZ-FSE)" путем складывания числа размерной группы постели под вкладыш блока цилиндров с числом размерной группы соответствующей шейки коленчатого вала. Существуют четыре стандартные размерные группы вкладышей, обозна-ченные "1", "2", "3"и "4".

Момент затяжки:

1-й этап...................................40 Н-м

2-й этап................довернуть на 90°

Примечание: не вращайте коленчатый вал.

Пример: метка "3" на блоке цилиндров + метка "5" на коленчатом валу = сумме "8" (необходимый вкладыш - №3). Диаметр постели коренного подшипника блока цилиндров:

метка "О"..............59,000 - 59,002 мм

метка "1"..............59,003 - 59,004 мм

метка "2"..............59,005 - 59,006 мм

метка "3"..............59,007 - 59,009 мм

метка "4"..............59,010 - 59,011 мм

метка "5"..............59,012 - 59,013 мм

метка "6"..............59,014 - 59,016 мм

Диаметр коренной шейки коленчатого вал<

метка "О"..............54,998 - 55,000 мм

метка "1"..............54,997 - 54,998 мм

метка "2"..............54,995 - 54,996 мм

метка "3"..............54,993 - 54,994 мм

метка "4"..............54,991 - 54,992 мм

метка "5"..............54,988 - 54,990 мм

л) Снимите пластиковые калибры. 7. (1ZZ-FE) Снимите крышку коренных подшипников и задний сальник коленчатого вала, проверьте масляный зазор коренных подшипников.

а) Отверните 10 болтов (с шестигранной головкой) крепления крышки коренных подшипников.

б) Равномерно ослабьте и выверните 10 болтов крышки коренных подшипников в показанной на рисунке последовательности.

в) При помощи отвертки снимите крышку коренных подшипников. Снимите пять нижних вкладышей подшипников коленчатого вала.

Примечание:

- Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности блока цилиндров и крышки коренных подшипников.

- Храните крышку коренных подшипников и нижние вкладыши коренных подшипников в соборе.

г) Снимите задний сальник коленчатого вала.

д) Снимите коленчатый вал. Примечание: храните верхние вкладыши подшипников коленчатого вала вместе с блоком цилиндров.

е) Очистите все шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала

ж) Проверьте все шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала на наличие точечной коррозии и царапин.

При наличии рисок и задиров замените вкладыши. При необходимости замените коленчатый вал.

з) Положите коленчатый вал в блок цилиндров.

и) Положите пластиковый калибр поперек каждой коренной шейки.

к) Установите крышку коренных подшипников в сборе.

- Равномерно в несколько приемов затяните болты крепления крышки коренных подшипников.

Момент затяжки...................22 Н м

- Равномерно в несколько приемов доверните болты крепления крышки коренных подшипников в последовательности, показанной на рисунке

Момент затяжки.......................44 Н-м

- Нанесите на болт метку.

- Поверните болты на 45°

- Доверните болты еще на 45е

Метка

- Убедитесь, что все метки повернуты на 90° относительно первоначального положения. Примечание, не поворачивайте коленчатый вал. л) Снимите крышку подшипников коленчатого вала в сборе (см. шаги "б" и "в" выше).

м) Измерьте максимальную ширину сплющенного калибра, определив по ней величину радиального

зазора.

Зазор в коренном подшипнике:

номинальный....'.......0,015 - 0,032 мм

предельный....... ..............0,050 мм

Примечание: при использовании ремонтных вкладышей подшипников зазор будет:

номинальный...........0,007 - 0,045 мм

предельный.........................0,100 мм

Если зазор не соответствует номинальному, замените подшипники Если необходимо, замените коленчатый вал.

н) Замените вкладыш подшипника на вкладыш, имеющий такой же номер.

- Если номер вкладыша подшипника не определен, то его можно определить путем складывания номера размерной группы, нанесенной на блок цилиндров, с номером размерной группы, нанесенной на коленчатый вал (см. таблицу "Определение номера вкладыша коренного подшипника (1ZZ-FE)"). Всего существуют четыре размерные группы вкладышей подшипников, имеющих обозначение "1", "2", "3" и "4".

Таблица. Определение номера вкладыша коренного подшипника (1ZZ-FE).

Блок цилиндров (А) + коленчатый вал (В)

0-2

3-5

6-8

9-11

Вкладыш подшипника

н^ м

"2"

"3"

"4"

Пример: метка "4" (А) на блоке цилиндров + метка "3" (В) на коленчатом валу = сумма "7". Используемый вкладыш подшипника имеет метку "3" Диаметр постели коренного подшипника в блоке цилиндров:

метка "0"..........52,000- 52,002 мм

метка "1".........52,003 - 52,004 мм

метка "2"........52,005 - 52,006 мм

метка "3".....52,007 - 52,009 мм

метка "4".............52,070 - 52,011 мм

метка "5"..............52,012 - 52,013 мм

метка "6"..............52,014 - 52,016 мм

рем. U/S (0,25)... 52,000 - 52,016 мм Диаметр коренной шейки коленчатого вала:

метка "0"..............47,999 - 48,000 мм

метка "1"..............47,997-47,998 мм

метка "2"..............47,995 - 47,996 мм

метка "3"..........47,993 - 47,994 мм

метка "4"............47,991 - 47,992 мм

метка "5"..............47,988 - 47,990 мм

рем. U/S (0,25)......47,745 - 47,755 мм

Толщина стенки вкладыша (в центральной части):

метка "1"................. 1,994 - 1,997 мм

метка "2".................1,998 - 2,000 мм

метка "3".............2,001-2,003 мм

метка "4"...............2,004- 2,006 мм

рем U/S (0,25) .......2,113-2,119 мм

о) Снимите пластиковые калибры. 8. (3S-GTE) Снимите крышки коренных подшипников и измерьте радиальным зазор в коренных подшипниках, а) Равномерно ослабьте и отверните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов, как показано на рисунке.

б) Покачивая вывернутые болты в отверстиях крышек коренных подшипников, отделите и снимите крышки вместе с нижними вкладышами и нижними упорными полукольцами, установленными только в зоне средней (третьей) коренной шейки. Соберите вместе крышки подшипников и вкладыши. Разложите снятые крышки и упорные полукольца в требуемом порядке.

Примечание:

- Держите крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами.

- Расположите крышки коренных подшипников и упорные полукольца в определённом порядке.

в) Снимите коленчатый вал Примечание: оставьте верхние вкладыши подшипников и верхние упорные полукольца в блоке цилиндров.

г) Очистите каждую коренную шейку и вкладыши

д) Проверьте поверхность каждой коренной шейки и вкладышей на наличие точечной коррозии и царапин.

Если шейка или вкладыш повреждены. замените вкладыши. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал.

е) Уложите коленчатый вал в постели блока цилиндров ж) Положите пластиковый калибр для измерения зазоров в подшипниках скольжения на каждую коренную шейку.

з) Установите крышки коренных подшипников и затяните болты в указанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки.....................60 Н-м

Примечани не поворачивайте коленчатый вал.

и) Снимите крышки коренных подшипников с нижними вкладышами и упорные полукольца (последние установлены только в зоне коренного подшипника №3).

к) Измерьте максимальную ширину сплющенной калибровочной проволоки, определив по ней величину радиального масляного зазора.

Зазор коренного подшипника:

подшипник №3......... 0.028 - 0,047 мм

остальные...............0,018 - 0,037 мм

предельный.........................0,080 мм

Если масляный зазор больше максимального, замените подшипники. При необходимости перешлифуйте или замените коленчатый вал. Примечание: при замене вкладышей номинального размера необходимо использовать вкладыши одной размерной группы. Существуют несколько стандартных размерных групп вкладышей, обозначенных "1", "2", "3", "4", "5", "U/S 0,25".

Таблица для определения размерных групп вкладышей (3S-GE).

Метка

Блок

цилиндров

1

2

3

Коленчатый вал

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Вкладыш

1

2

3

2

3

4

3

4

5

юлщина стенки

вкладыша (в центральной части): вкладыш №3

метка "1".............1,992 - 1,995 мм

метка "2".............1,995 - 1,998 мм

метка "3".............1,998 - 2,001 мм

метка "4".............2,001 - 2,004 мм

метка "5".............2,004 - 2,007 мм

рем. (0,25)...........2,113-2,119 мм

остальные

метка "1"............1,997 - 2,000 мм

метка "2".............2,000 - 2,003 мм

метка "3"............2,003 - 2,006 мм

метка "4".............2,006 - 2,009 мм

метка "5"............2,009 - 2,012 мм

рем. (0,25)............2,117 -2," 23 мм

л) Окончательно снимите остатки калибра с рабочих поверхностей коренной шейки и вкладыша. 9. Снимите коленчатый вал.

а) Поднимите коленчатый вал.

б) Извлеките верхние вкладыши коренных подшипников и верхние упорные полукольца из блока цилиндров.

Примечание: уложите коренные подшипники и упорные полукольца в определенном порядке.

Проверка

1. Очистите блок цилиндров.

а) Удалите остатки прокладок с рабочих поверхностей блока скребком и металлической щеткой.

б) Растворителем и мягкой щеткой окончательно очистите блок цилиндров.

2 Проверьте поверхность газового стыка блока цилиндров на неплоскостность с помощью прецизионной линейки и плоского щупа. Максимальная

неплоскостность......................0,05 мм

Если неплоскостность превышает максимальную, то замените блок цилиндров.

3. Проверьте зеркало цилиндров на наличие вертикальных царапин.

При наличии глубоких царапин замените блок цилиндров

4. Проверьте диаметр цилиндров. Индикатором-нутромером измерьте диаметр цилиндра t а трех уровнях "А", "В" и "С" в поперечном (1) и продольном (2) направлениях, как показано на рисунке

Перед

10 мм

10 мм

1ZZ-FE: номинальный

диаметр.............. 79,000 - 79,013 мм

максимальный

диаметр...............■. А ........79,013 мм

1AZ-FSE: номинальный

диаметр..............86,000 - 86,013 мм

максимальный

диаметр............................86,013 мм

3S-GTE:

метка "1".................86,00 - 86,01 мм

метка "2".................86,01 - 86,02 мм

метка "3".................86,02 - 86,03 мм

рем. (0,50)........... 86.505 - 86.535 мм

Если диаметр больше максимального, замените блок цилиндров.

Разборка узла "поршень - шатун"

1. Проверьте посадку соединения "поршень - поршневой палец", пытаясь перемещать поршень "назад-вперед" на поршневом пальце в направлении. перпендикулярном оси поршневого пальца.

При наличии заметного люфта замените поршень и поршневой палец в сборе

2. Снимите поршневые кольца.

а) Специнструментом (экспандером или отверткой) снимите оба компрессионных кольца.

температуры 80 - 90°С

б) Вручную снимите элементы мас-лосъемного кольца (скребки и экспандер кольца).

Примечание: разложите кольца в порядке их соответствия поршням. 3 Отсоедините шатун от поршня, а) Используя отвертку, снимите стопорные кольца.

в) Используя молоток с пластиковым бойком и латунный стержень, вы-прессуйте поршневой палец и снимите шатун.

Примечание:

- Не разукомплектовывайте поршень и поршневой палец.

- Разложите детали поршневой группы в порядке сборки

Проверка состояния поршня и шатуна

1. Очистите поршень.

а) Скребком удалите нагар и другие углеродные отложения с днища поршня.

б) Очистите канавки поршня от отложений куском сломанного кольца.

в) Растворителем и мягкой волосяной щеткой окончательно очистите поршень

Примечание: не применяйте металлическую щетку.

2. Проверьте поршень и поршневые кольца.

А. Проверьте зазор между поршнем и цилиндром, а) Микрометром измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 29,8 мм (1ZZ-FE), 29,5 мм (1AZ-FSE) или 45 мм (3S-GTE) от поверхности днища поршня (ниже уровня канавок для поршневых колец) в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, как показано на рисунке.

Номинальный диаметр поршня:

1ZZ-FE.................78,917 - 78,927 мм

1AZ-FSE................85,925 - 85,935 мм

3S-CTE:

метка "1"................85,97 - 85,98 мм

метка "2я................85,98 - 85,99 мм

метка "3"................85,99 - 86,00 мм

рем. (0,50)..............86,47 - 86,50 мм

б) Измерьте диаметры цилиндров в направлении оси двигателя (см. выше).

в) Определите зазор между цилиндром и поршнем путем нахождения разности результатов измерений диаметра поршня и диаметра цилиндра

Зазор между цилиндром и поршнем: Номинальный:

1ZZ-FE..................0,073 - 0,096 мм

1AZ-FSE................0,065 - 0,088 мм

3S-CTE..................0,020 - 0,040 мм

Максимальный:

1ZZ-FE..............................0,096 мм

1AZ-FSE............................0,088 мм

Если зазор больше максимального, замените все четыре поршня. При необходимости замените блок цилиндров.

Б. Проверьте зазоры между новыми компрессионными кольцами и поршневыми канавками с помощью плоского щупа, как показано на рисунке.

Номинальный зазор: Компрессионное кольцо №1:

1ZZ-FE..................0,020 - 0,070 мм

1AZ-FSE................0,030 - 0,070 мм

3S-CTE..................0,040 - 0,080 мм

Компрессионное кольцо №2:

1ZZ-FE..................0.030 - 0,070 мм

1AZ-FSE................0,020 - 0,060 мм

3S-CTE..................0,030 - 0,070 мм

Маслосъемное кольцо:

1ZZ-FE..................0,040-0,110 мм

1AZ-FSE................0,020 - 0,065 мм

Если зазор больше допустимого, замените поршень.

В. Проверьте зазор в замке поршневого кольца.

а) Вставьте поршневое кольцо в цилиндр.

б) Поршнем протолкните кольцо на расстояние 110 мм или 115 мм (3S-СТЕ) от поверхности блока цилиндров.

Номинальный зазор в замке поршневого кольца: Компрессионное кольцо №1:

1ZZ-FE..................0,25-0,35 мм

1AZ-FSE. 0,27 - 0,37 мм

3S-CTE.......................0,33 - 0,45 мм

Компрессионное кольцо №2:

1ZZ-FE........................0,35 - 0,50 мм

1AZ-FSE...................0,37-0,47 мм

3S-CTE.......................0.45-0,57 мм

Маслосъемное кольцо (по расширителю):

1ZZ-FE......................0,15-0,40 мм

1AZ-FSE....................0,10-0,40 мм

3S-GTE.......................0,10 - 0,35 мм

Максимальный зазор: Компрессионное кольцо №1:

1ZZ-FE..................................1,05 мм

1AZ-FSE...............................0,90 мм

3S-GTE.................................1.10 мм

Компрессионное кольцо №2:

1ZZ-FE...............................1,20 мм

1AZ-FSE...............................1,00 мм

3S-GTE.................................1,20 мм

Маслосъемное кольцо (по расширителю):

1AZ-FSE...............................0,70 мм

3S-GTE...............................1,15 мм

Если зазор в замке больше максимального, замените поршневое кольцо Если зазор в замке больше максимального даже с новым поршневым кольцом, замените блок цилиндров на новый.

Г. Проверьте посадку поршневого пальца

а) Проверьте диаметр отверстия под палец в поршне. Номинальный диаметр:

1ZZ-FE................20,006 - 20,015 мм

1AZ-FSE:

метка "А"... ......21,998 - 22,001 мм

метка "В"..........22,002 - 22,004 мм

метка "С"..........22,005 - 22,007 мм

3S-GTE:

метка А____________22,007 - 20,010 мм

метка В............ 22,010 - 20,013 мм

метка С...........22,013 - 20,016 мм

метка D.........22,016 - 20,019 мм

в) Плоским щупом измерьте зазор в замке.

б) Измерьте диаметр поршневого пальца и определите зазор между пальцем и поршнем. Номинальный зазор:

1ZZ-FE...................-0,001 - 0,005 мм

1AZ-FSE....................0,001 - 0,007 мм

Предельный зазор:

1ZZ-FE..................................0,005 мм

1AZ-FSE................................0,010 мм

3. Проверьте шатун. А. Используя специальное приспособление и плоский щуп, проверьте изгиб шатуна, как показано на рисунке.

Максимально допустимый изгиб на 100 мм длины.......................0.05 мм

Если скручивание больше допустимого, замените шатун вместе с крышкой шатуна.

Если скручивание или изгиб больше максимального значения, замените шатун вместе с крышкой шатуна. Б. Проверьте зазор между поршневым пальцем и отверстием верхней головки шатуна, а) Нутромером измерьте внутренний диаметр верхней головки шатуна Внутренний диаметр верхней головки шатуна: 1ZZ-FE:

метка "А"............20,012 - 20,015 мм

метка "В"..........22,016 - 22,018 мм

метка "С"..........22,019 - 22,021 мм

1AZ-FSE:

метка "А"............22.005- 22,008 мм

метка "В" .......22,009 -22,011 мм

метка "С"...........22,012 - 22,014 мм

б) Используя микрометр, измерьте диаметр поршневого пальца.

Диаметр поршневого пальца 1ZZ-FE:

метка "А"...........20,004 - 20,007 мм

метка "В"........... 20,008 - 20,010 мм

метка "С" 20,011 - 20,013 мм 1AZ-FSE:

метка "А".........21,997- 22,000 мм

метка "В".......... 22,001 - 22,003 мм

метка "С"..........22,004 - 22.006 мм

3S-GTE.

метка "А"...........21,997-22,000 мм

метка "В"...........22,000 - 22,003 мм

метка "С"..........22,003- 22,006 мм

метка "D"..........22,006 - 22,009 мм

Аналогичным способом проверьте скручивание шатуна, как показано на рисунке.

Максимальное скручивание на 100 мм длины....................................0,05 мм

1ZZ-FE. 1 - мвтка размерной группы поршня, 2 - метка размерной группы внутреннего диаметра поршневой головки шатуна.

1AZ-FSE. 1 метка "перед", 2 - метка размерной группы поршня, 3 - метка размерной . pj ппы внутреннего диаметра поршневой головки шатуна.

в) Вычтите измеренное значение диаметра поршневого пальца из измеренного значения внутреннего диаметра втулки и поршня. Зазор между поршневым пальцем и поршневой головкой шатуна: 1ZZ-FE, 1AZ-FSE номинальный. ..0,005 - 0,011 мм

предельный......................0,050 мм

Если зазор больше максимально допустимого, то замените втулку. Если необходимо, замените поршень и поршневой палец в сборе. В. Если необходимо, замените втулку верхней головки шатуна.

а) Используя оправку и пресс, вы-прессуйте втулку из верхней головки шатуна.

б) Совместите смазочные отверстия втулки и шатуна

в) Используя специальное приспособление и пресс, запрессуйте втулку.

г) Измерьте зазор поршневого пальца и. если необходимо, отшлифуйте или переточите новую втулку до получения номинального зазора.

д) Проверьте работу поршневого пальца при нормальной комнатной температуре. Нанесите на поршневой палец моторное масло и надавите на него, как показано на рисунке. Палец должен свободно ходить в головке шатуна.

тунного болта штангенциркулем в зоне наибольшего износа.

Номинальный диаметр:

1ZZ-FE...............7,3-7,5 мм

1AZ-FSE....................7,2-7,3 мм

3S-GTE.........................7,86-8,00 мм

Минимальный диаметр:

1ZZ-FE ............7,2 мм

1AZ-FSE....................................7,0 мм

3S-GTE..................................7,6 мм

Если диаметр меньше допустимого, замените болт.

Расточка цилиндров (3S-GTE)

Примечание:

- Растачивайте все цилиндры на один и тот же ремонтный размер (под поршни ремонтного диаметра).

- Устанавливайте поршневые кольца также одного ремонтного размера, соответствующего ремонтному размеру поршней.

1. Подберите поршни ремонтного размера.

Ремонтный (0,50) диаметр поршня: 3S-GTE.................86,470 - 86,500 мм

2. Рассчитайте ремонтный размер для расточки цилиндров.

а) Микрометром измерьте диаметр поршня, как показано выше.

б) Вычислите диаметр цилиндра для расточки.

Размер на который нужно расточить цилиндр -Р + С -Н Р = диаметр поршня, мм С = зазор между поршнем и цилиндром

Н = припуск на хонингование ..........................0,02 мм или меньше

3. Расточите и отхонингуйте цилиндр до требуемых размеров. Максимальный допуск

на хонингование........................0,02 мм

Внимание: излишнее хонингование нарушает окружность цилиндра.

Проверка коленчатого вала

1. Проверка биения коленчатого вала.

а) Уложите коленчатый вал на призмы.

б) Часовым индикатором проверьте биение коленчатого вала по центральной коренной шейке.

Максимальное биение:

1ZZ-FE, 1AZ-FSE....................0,03 мм

3S-GTE.................................0,06 мм

Если биение больше максимально допустимого, замените коленчатый вал.

2. Проверьте шатунные и коренные шейки.

а) Микрометром измерьте диаметр каждой шатунной и коренной шейки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, как показано на рисунке

шейки:

шейки:

1ZZ-FE..................47,988 - 48,000 мм

1AZ-FSE:

метка "0".........54,998 - 55,000 мм

метка "1" . . 54,997 - 54,998 мм

метка "2"........54,995 - 54,996 мм

метка "3"...........54,992 - 54,994 мм

метка "4"... 54,991 - 54,992 мм

метка "5" ......54,988 - 54,990 мм

3S-GTE.................54,988 - 55,003 мм

Номинальный диаметр шатунной шейки:

1ZZ-FE..................43,992 - 44,000 мм

1AZ-FSE..............47,990 - 48,000 мм

3S-GTE.................47,985 - 48,000 мм

Если значения диаметров выходят за указанные пределы, проверьте масляные зазоры При необходимости замените коленчатый вал. б) Проверьте шатунные и коренные шейки на конусность и овальность, как показано на предыдущем рисунке. Максимальная конусность и овальность:

1ZZ-FE................................0,020 мм

1AZ-FSE..................................0,003 мм

3S-GTE.................................0,020 мм

Если конусность или овальность больше допустимой, замените коленчатый вал.

Замена сальников коленчатого вала

Примечание: замену переднего сальника коленчатого вала см. в разделе "Цепь привода ГРМ". 1. Замените задний сальник коленчатого вала, установленный в блок цилиндров, а) Ножом срежьте кромку сальника.

в) Нанесите консистентную смазку на кромку сальника.

г) Используя трубку подходящего диаметра и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с держателем сальника.

Замена сальников коленчатого вала (3S-GTE)

Примечание: существуют два метода ("А" и "Б") замены сальников коленчатого вала.

1 Замените передний сальник коленчатого вала.

А. При снятом с блока цилиндров масляном насосе, а) Используя отвертку и молоток, выбейте сальник, как показано на рисунке.

б) Используя трубку подходящего диаметра и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с корпусом масляного насоса.

в) Нанесите консистентную смазку на кромку сальника Б. При установленном на блок цилиндров масляном насосе а) Снимите шкив коленчатого вала.

б) Используя нож, срежьте выступающую кромку сальника.

в) Отверткой, предварительно обмотанной изолентой, удалите сальник.

Примечание: не повредите коленчатый вал

2. Замените задний сальник коленчатого вала.

в) Нанесите консистентную смазку на кромку нового сальника.

г) Используя подходящее приспособление и молоток, запрессуйте сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с кромкой корпуса масляного насоса.

б) Отверткой извлеките сальник. Примечание: будьте осторожны, не повредите коленчатый вал. Оберните отвертку изолентой.

А. Держатель заднего сальника снят с блока цилиндров, а) Используя отвертку и молоток, выбейте сальник.

б) Используя подходящее приспособление и молоток, запрессуйте новый сальник, не пока его поверхность не окажется заподлицо с кромкой держателя заднего сальника.

в) Нанесите консистентную смазку на кромку сальника. Б. Держатель заднего сальника установлен на блоке цилиндров.

а) Ножом отрежьте кромку сальника.

б) Отверткой, предварительно обмотанной изолентой, удалите сальник.

Примечание: не повредите коленчатый вал.

в) Нанесите консистентную смазку на кромку нового сальника.

г) Используя подходящее приспособление и молоток, запрессуйте новый сальник, пока его поверхность не окажется заподлицо с кромкой держателя заднего сальника.

Сборка узла "поршень - шатун"

1 Соберите шатунно-поршневую группу а) Используя отвертку, установите новое стопорное кольцо с одной стороны в отверстие бобышки поршня

Примечание: убедитесь, что замок стопорного кольца не совпадает с прорезью бобышки. б) Постепенно нагрейте поршень до температуры 80 - 90СС

в) Нанесите немного моторного масла на поршневой палец и в отверстия бобышек поршня.

г) Совместите метки "перед" поршня и шатуна и установите поршневой палец.

д) Используя отвертку, установите второе новое стопорное кольцо с другой стороны отверстия бобышки поршня.

2. Установите поршневые кольца.

а) Установите расширитель и два скребка маслосъемного кольца.

б) Экспандером для монтажа поршневых колец установите два компрессионных кольца; причем метки колец (если есть) должны быть обращены вверх, как показано на рисунке.

в) Установите поршневые кольца в канавках так, чтобы их замки располагались, как показано на рисунке. Примечание: не совмещайте замки колец.

4

1

Перед (f//\ /V

з-

г \

2

1ZZ-FE. 1 - замок компрессионного кольца №2, 2 - замок нижнего скребка маслосъемного кольца, 3 - замок компрессионного кольца №1, 4 - замок верхнего скребка маслосъемного кольца.

ное кольцо №2 (нижнее), 3 - расширитель маслосъемного кольца, 4 - метка "перед", 5 - маслосъемное кольцо.

V/-Л \

к.

/X

1

ч /

2

3S-GTE. 1 - компрессионное кольцо №1, 2 - нижний скребок маслосъемного кольца, 3 - компрессионное кольцо №2, 4 - расширитель маслосъемного кольца, 5 - верхний скребок маслосъемного кольца.

3. Установите вкладыши шатунных подшипников.

а) Совместите выступ вкладыша с выточкой в нижней головке шатуна и с его крышкой.

б) Вставьте вкладыши в нижнюю головку шатуна и в крышку шатуна.

Сборка блока цилиндров (1ZZ-FE, 1AZ-FSE)

Примечание:

- Тщательно очистите все детали, предназначенные для сборки.

- Перед сборкой смажьте новым моторным маслом все детали, образующие узлы вращения или скольжения

- Замените все прокладки, кольцевые уплотнения и сальники новыми.

1. Установите вкладыши коренных подшипников.

а) Совместите выступы верхних вкладышей подшипников с выточками (углублениями) постелей блока цилиндров и вставьте вкладыши.

Примечание: очистите заднюю поверхность вкладыша подшипника и поверхность блока цилиндров, контактирующую с вкладышем Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Примечание: верхние половинки вкладышей (устанавливаемые в расточку блока цилиндров) имеют масляные канавки или отверстия, а нижние (устанавливаемые в крышки коренных подшипников) - нет.

б) (1ZZ-FE) Установите вкладыши коренных подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышке коренных подшипников.

Примечание: очистите заднюю сторону вкладыша подшипника и поверхность крышки подшипников, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

Номинальный диаметр:

1ZZ-FE..............................7,3 - 7,5 мм

1AZ-FSE 7,5-7,6 мм

2. Установите верхние упорные полукольца в постель коренного подшипника №3 смазочными канавками на-ружу.

3. Нанесите моторное масло на верхние вкладыши коренных подшипников и уложите коленчатый вал в блок цилиндров.

в) (1AZ-FSE) Установите вкладыши коренных подшипников, совместив их выступы с выточками (углублениями) в крышках коренных подшипников. Примечание: очистите заднюю сторону вкладыша подшипника и поверхность крышки подшипника, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

4. Проверьте болты крепления крышки коренных подшипников (1ZZ-FE) и болты крепления крышек коренных подшипников (1AZ-FSE). Измерьте толщину болта в зоне наибольшего износа.

Разборка и сборка блока цилиндров (1ZZ-FE). 1 - втулка верхней головки шатуна, 2 - шатун, 3 - вкладыши шатунных подшипников, 4 - крышка шатуна, 5, 7 - упорные полукольца, 6 - верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала, 8 - задний сальник коленчатого вала, 9 - нижний вкладыш подшипника коленчатого вала, 10 - коленчатый вал, 11 - крышка коренных подшипников, 12 - перепускной болт, 13 - масляный фильтр, 14 - масляный поддон, 15,17 - прокладка, 16 - маслоприемник, 18 - блок цилиндров, 19, 21 - стопорное кольцо, 20 - поршневой палец, 22 - поршень, 23 - расширитель маслосъемного кольца, 24 - скребки маслосъемного кольца, 25 - компрессионное кольцо №2, 26 - компрессионное кольцо №1.

5 (1ZZ-FE) Установите крышку коренных подшипников в блок цилиндров.

а) Удалите старый герметик. Будьте осторожны, не повредите контактные поверхности верхней части масляного поддона и блока цилиндров.

- Используя лезвие и скребок, удалите старый герметик с контактных поверхностей и из углублений под герметик.

- Тщательно очистите все компоненты перед установкой.

- Используя безосадочный растворитель, очистите поверхности перед нанесением герметика.

б) Нанеситё герметик на крышку коренных подшипников, как показано на рисунке.

- Не наносите избыточное количество герметика на контактные поверхности.

- Детали должны быть собраны в течение времени, указанного в инструкции по применению герметика. В противном случае герметик должен быть очищен и нанесен снова.

в) Молотком с пластиковым бойком слегка обстучите крышку коренных подшипников для ее правильной установки.

6 (1ZZ-FE) Заверните двенадцатигранные болты крепления крышки подшипников. Примечание

- Болты крепления крышки подшипников затягиваются в три шага (б) и (г).

- Если один из болтов деформирован или не затягивается номинальным моментом затяжки, замените его

Разборка и сборка блока цилиндров (1AZ-FSE). 1 - компрессионное кольцо №1 (верхнее), 2 - компрессионное кольцо №2 (нижнее), 3 - расширитель маслосъемного кольца, 4 - поршень, 5 - стопорное кольцо, 6 - скребки маслосъемных колец, 7 - поршневой палец, 8 - втулка головки шатуна, 9 - шатун, 10 - вкладыш шатунного подшипника, 11 • крышка шатуна, 12 - блок цилиндров, 13 - верхний вкладыш коренного подшипника, 14 - упорное полукольцо, 15 - коленчатый вал, 16 - крышка коренного подшипника, 17 - задний сальник, 18 - нижний вкладыш коренного подшипника, 19 - кольцевое уплотнение, 20 - картер.

а) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбы и под головки болтов крепления крышки коренных подшипников

б) Установите и равномерно затяните 10 болтов крышки коренных подшипников в несколько проходов в показанной на рисунке последо^ вательности.

Момент затяжки.................. 22 Н м

Примечание: если болт не затягивается указанным моментом, замените его

Блок цилиндров (3S-GTE). 1 - верхнее компрессионное кольцо, 2 - нижнее компрессионное кольцо, 3 - маслосъем-ное кольцо, - поршень,5 - поршневой палец, 6 - стопорное кольцо, 7 - насос охлаждающей жидкости, 8 - кольцевое уплотнение, 9 - шатун, 10 - вкладыши шатунного подшипника, 11 - крышка шатуна, 12 - масляный насос, 13 - прокладка, 14 - сальник, 15 - держатель заднего сальника, 16 - блок цилиндров, 17 - штуцер маслоохладителя, 18 - штуцер направляющей масляного щупа, 19 - масляная форсунка, 20 - коленчатый вал, 21 - упорные полукольца, 22 - шпонка, 23 - кольцевое уплотнение, 24 - маслоприемник, 25 - крышка коренного подшипника, 26 - вкладыши коренного подшипника, 27 - маслоуспокоитель, 28 - верхняя часть масляного поддона, 29 - регулятор, 30 - нижняя часть масляного поддона.

в) Нанесите метку на грань болта, обращенную к передней части двигателя.

г) Доверните болты на 90° в порядке, указанном выше.

Д) Убедитесь, что все метки повернуты на 90° от первоначального положения.

7. (1ZZ-FE) Заверните 10 болтов (с шестигранной головкой) крепления крышки коренных подшипников.

а) Установите и равномерно затяните 10 болтов в несколько проходов.

Момент затяжки....................18,5 Н-м

б) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

8. (1AZ-FSE) Установите крышки коренных подшипников.

а) Установите пять крышек коренных подшипников. Примечание: каждая крышка подшипника имеет номер и метку "перед"

б) Нанесите тонкий слой моторного масла на резьбу и под головки болтов крепления крышек коренных подшипников.

в) Установите и равномерно затяните болты крышек коренных подшипников за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.

Момент затяжки....................40 Н м

г) Пометьте болты краской.

д) Доверните болты на 90°.

е) Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.

1 Измерьте осевой зазор коленчатого вала (см. выше).

10. Установите поршень и шатун в сборе.

Используя приспособление для сжатия колец, установите в цилиндры поршневые комплекты в соответствии с их номерами, сориентировав метки "перед" на поршнях по направлению к передней части двигателя, как показано на рисунке.

метка

"перед" (Г^Угу

11. Установите нижние крышки шатунов.

А. Установите нижние крышки на шатуны.

а) Проверьте соответствие нумерации крышек шатунных подшипников и шатунов.

Примечание: очистите заднюю сторону вкладыша подшипника и поверхность крышки подшипников, контактирующую с вкладышем. Не допускайте попадания масла и грязи на эти поверхности.

б) Установите нижние крышки шатунов так, чтобы метки "перед" были обращены к передней части двигателя.

Выступ

Б. Заверните болты. Примечание:

- Болты затягиваются в два этапа.

- Если какой-нибудь из шатунных болтов сломан или деформирован, замените его.

а) Нанесите слой моторного масла на резьбы и под головки болтов.

б) Проведите первичную затяжку болтов крышек шатунов равномерно в несколько проходов.

Момент затяжки:

1ZZ-FE......................................20 Н-м

1AZ-FSE.................................24,5 Н-м

Если какой-либо болт не затягивается указанным моментом, замените его.

в) Пометьте болты краской.

г) Доверните болты на 90°, как показано на рисунках.

д) Убедитесь, что метки на болтах повернуты на 90° от первоначального положения.

е) Убедитесь, что коленчатый вал поворачивается свободно.

ж) Используя стрелочный индикатор, измерьте осевой зазор при перемещении шатуна назад и вперед (см. выше).

12. Установите кран слива охлаждающей жидкости с блока цилиндров.

а) Нанесите герметик на 2-3 витка резьбы крана.

б) Установите кран и затяните его указанным ниже моментом.

Момент затяжки:

1ZZ-FE.....................................38 Н-м

1AZ-FSE...................................25 Н-м

в) После затяжки указанным моментом поверните кран по ходу часовой стрелки, сориентировав его носиком вниз.

  2015 г.
webmaster@autolavochka.ru